Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Categories:

Часть шестая и последняя. Сон в летнюю ночь.

Сон в летнюю ночь.
      
       Дети никак не могли оторвать от него глаз,  разглядывая с головы до ног -- от темно-синей шапочки,  похожей на большой цветок,  до голых, покрытых шерстью ног. Наконец он рассмеялся.
       -- Пожалуйста,  не смотрите на меня так.  Вы же сами меня вызвали. Кого же еще вы ожидали?
       -- Мы никого не ожидали. Эта земля наша.
       -- Ваша? -- переспросил пришелец, опускаясь на траву. -- Тогда зачем же вы  играли  "Сон  в  летнюю  ночь"  три раза подряд, именно в Иванов день, именно  в центре Кольца и рядом, совсем рядом с одним из принадлежащих мне холмов  в  Старой  Англии? Вот холмы Пука -- они же и есть холмы Пака, мои холмы. Это же ясно как дважды два! Смотрите!
      
       Редьярд Киплинг. "Сказки Старой Англии".

      К 1892 году Холмс изрядно надоел Конан Дойлю. Он не чаял избавиться от него, он устал, считал истории о Холмсе ремесленничеством, ревновал к знаменитому сыщику иные произведения, хотел писать для сцены и исторические романы "в духе Вальтер-Скотта". "Стренд" заказал писателю новую серию про Холмса и Дойль запросил - чтобы отвязались - неслыханную сумму в тысячу фунтов. Беда! Издатели согласились и на это. Дойль сел за работу. Серия 1892-1893 года должна была стать последней, она заканчивается гибелью Шерлока Холмса.

      Автор - среди прочих 12 рассказов - сварил некий компот из Вальтера Скотта, труда Сэмуэля Пеписа "Боскобел" (история побега Карла II), добавил аллюзию на знаменитый королевский дуб (Роял Оук) в ветвях которого скрывался монарх-беглец. Писатель использовал в рассказе несколько изменённое имя одного из помощников Карла в бегстве - Thomas Whitgreave скрывал Его Величество в Мосли Олд Холле, на северо-западе Англии; мы же имеем дело с Reginald-ом Musgrave из ветки северных Мейсгревов. Он ввёл в рассказ заплесневелое подземелье, остатки феодального донжона (дом Мейсгрева - venerable wreckage of a feudal keep), закрутил рассказ вокруг легендарной короны то ли Малколма III, то ли Лливелина (а значит и Артура), встроил в рассказ солнечные часы-гномон и выставил тень-стрелку на канун святого Иоанна.

      В этот вечер влюблённые прыгают через огонь, блуждающие огни (или цветы папоротника) наводят людей на клады; а клады эти не даются без пролития крови и на поверку оборачиваются пустым хламом.

       Мы поднялись в кабинет Месгрейва, и он разложил передо мной  обломки. Взглянув на них, я понял, почему Месгрейв не придал им никакого  значения: металл был почти черен, а камешки бесцветны и тусклы.....
       Что касается той женщины, она бесследно исчезла. По всей вероятности, она покинула Англию и унесла в заморские края память о своем преступлении.
      
       Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь: хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял  Петрусь,  куча пеплу,  от  которого  местами  подымался  еще  пар.  Кинулись к мешкам: одни битые  черепки  лежали  вместо  червонцев.  Выпуча глаза  и разинув рты, не смея пошевельнуть усом, стояли козаки, будто вкопанные в землю. Такой страх навело на них это диво.....
       Что было далее, не вспомню.  Пидорка  дала  обет  идти  на богомолье;  собрала  оставшееся  после  отца имущество, и через несколько дней ее точно уже не было на  селе.  Куда  ушла  она, никто  не мог сказать. Услужливые старухи отправили ее было уже туда, куда и Петро потащился;  но  приехавший  из  Киева  козак рассказал,  что  видел  в  лавре  монахиню,  всю  высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся, в  которой  земляки  по  всем приметам  узнали  Пидорку
     
      Но "Стренд" рассказ взял. И люди в него поверили, вопреки всем несуразностям, ибо это рассказ самого Холмса. И даже начали пенять на... мелкую неточность - мол, даты нету. А без даты нельзя по гномону и клада найти. И тогда весёлый сэр Артур вставил в "Обряд" две строки:
     
"В каком месяце это было?"
"В шестом, начиная с первого".
     
      Только ведь в манускрипте времён Карла I шестой месяц - это по нашему исчислению август или даже сентябрь. Новый год в Британии до 1752 года начинался 25 марта, плюс ещё и юлианский календарь. С исторической точки зрения это логично: 3 сентября Карл II претерпел под Вустером и до 15 октября скитался, скрываясь, по Англии, в том числе и по Сассексу. Но если бы Брайтон и Холмс начали искать тайник в августе или сентябре - промахнулись бы мимо подвала. И сильно бы промахнулись. А неправильная с исторической точки зрения дата точна астрономически. И это ночь святого Иоанна. Но все опять поверили автору. И я тоже поверил и долго пытался найти логичное объяснение неувязкам - убил-де сам Мейсгрев и всё это разыграл; под сундуком зарыто что-то ещё; Брайтон соорудил особый рычажный механизм из поленьев (схему можно нарисовать)...

      Но ларчик, похоже, открывается просто, хотя, после расчётов и вопреки всем движениям светил небесных я и сейчас верю: Холмс нашёл корону Артура. Ибо иначе и быть не может!
     
       Мой дорогой доктор Конан Дойль,
       ... Этим вечером, сразу же после обеда, мне пришло в голову пересказать туземцу Симеле ваш рассказ: "Палец инженера". ... если бы вы видели это несказанное волнение, эти горящие глаза, то поняли бы - сразу и навсегда - что такое слава.
       23 августа 1893 года. Роберт Луис Стивенсон.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments