...дядюшка Антифер так неистово орал, что дрожали стекла:
У меня есть дол, дол, дол!
У меня есть го, го, го!
У меня есть та, та, та!
Долгота!
Долгота!
Долгота!
Жюль Верн, "Удивительные приключения дядюшки Антифера".
Вспомним, как Холмс искал сокровище. Вот схема его действий.
1. Холмс читает "Обряд":
"Где было солнце?"
"Над дубом".
"Где была тень?"
"Под вязом".
И понимает его так: солнце над дубом - значит, нижний край солнечного диска лежит на верхушке дерева. Но положение солнца над высоким предметом зависит от положения наблюдателя: вы идёте к дубу, и солнце ложится на его вершину; вы отходите от дерева - и солнце "поднимается" над кроной. Вы ходите вокруг ствола - и солнце для наблюдателя смещается вправо или влево относительно оси дерева. Выйдите на улицу и попробуйте - это действительно так. Я даже нарисовал это на картинке.
Холмс выбрал точку наблюдения у вяза. Это логично: в "Обряде" указаны лишь вяз и дуб; из-под дуба наблюдать бессмысленно. Иных точек в "Обряде" нет. И он дожидается, пока солнечный диск для наблюдателя у вяза коснётся верхушки дуба.
Ясно, что солнечный диск для наблюдателя под вязом касается нижней кромкой центра (приблизительно центра) кроны дуба лишь если солнце стоит по линии дуб-вяз, то есть когда и одновременно выполняются два условия:
(а) нижний край солнца находится на линии зрения наблюдателя, глядящего из-под вяза на вершину дуба;
(б) центр солнечного диска лежит в вертикальной плоскости, проходящей через линию вяз-дуб.
Иными словами, солнце должно находиться в точке с некоторыми вполне определёнными горизонтальными координатами - на требуемой высоте (угол подъёма светила над горизонтом) и по должному азимуту (угол отклонения солнца от направления на север). Такое сочетание случается не каждый день, даже с учётом приблизительности понятия "центр кроны дуба". По-сути, пращуры Мейсгрева встроили в "Обряд" самые древние солнечные часы - гномон.
2. Но вот солнце касается дуба. Холмс идёт к вязу. Он понял "Обряд" так: вяз отбросил тень и от конца этой тени надлежит делать указанные в манускрипте шаги. От вяза ко времени действия остался лишь пень, но его высоту - 64 фута - знает Мейсгрев. Холмс связывает два удилища в шестифутовый шест, втыкает его у пня и измеряет тень - 9 футов. Значит - как это знал уже древний Фалес - вяз в 64 фута бросил бы тень длиною в 64 х (9 : 6) = 96 футов. Холмс отмеряет 96 футов (около 30 метров) мерной верёвкою и оказывается у самой стены дома. Там он делает отметку и находит рядом - в двух дюймах - прежнюю ямку от колышка - должно быть, её оставил Брайтон.
Тем самым, нам известна высота солнца - арктангенс от шести девятых плюс половина угловой величины солнца, то есть 0,5 градуса : 2 = 0,25 градуса. Итог: солнце поднялось примерно на 34 градуса над горизонтом.
3. Конец тени падает у стены старого крыла поместья. Стена направлена на север (Холмс определяет это по компасу); великий детектив отмеряет вдоль здания 10 и 10 шагов. Длина человеческого шага равна половине расстояния от глаз до земли; рост Холмса примерно 183 см ("Этюд в багровых тонах"). Холмс, стало быть, проходит 17 метров на север. Далее 5 и 5 шагов на восток - 8,5 метров. Тут (см. рисунок) детектив явно огибает угол здания, иначе быть не может. Новый поворот - 2 и 2 шага, 3,4 метра (опять за угол) и Холмс у порога.
Перед ним мощёный коридор, ярко освещённый закатным солнцем. Так написано в рассказе, но теперь мы нарисовали план и ясно видим, что между Холмсом и солнцем - стена. Это означает, что в противоположной от Холмса стене пробито окно, иначе коридор был бы тёмен. И это означает, что солнечный азимут равен примерно 90 градусов - иначе солнце не заглянуло бы в очень узкое - так описано старое крыло дома Мейсгрева - окно в очень толстой стене.
Тем самым, мы узнали и азимут солнца.
4. Холмс в замешательстве. Перед ним мощёный старыми плитами коридор. Простукивание плит ничего не даёт, пустот под полом не слышно, кладка кажется нетронутой. И тут Мейсгрев вспоминает о подвале - том самом подвале; он стар, как дом и лежит в стороне от конечной точки маршрута обряда: надо пройти по коридору и спуститься по винтовой лестнице.
На этом оставим мистера Шерлока Холмса. Нам ясен его метод. Перейдём к вычислениям.
"Где было солнце?"
"Над дубом".
"Где была тень?"
"Под вязом".
И понимает его так: солнце над дубом - значит, нижний край солнечного диска лежит на верхушке дерева. Но положение солнца над высоким предметом зависит от положения наблюдателя: вы идёте к дубу, и солнце ложится на его вершину; вы отходите от дерева - и солнце "поднимается" над кроной. Вы ходите вокруг ствола - и солнце для наблюдателя смещается вправо или влево относительно оси дерева. Выйдите на улицу и попробуйте - это действительно так. Я даже нарисовал это на картинке.
Холмс выбрал точку наблюдения у вяза. Это логично: в "Обряде" указаны лишь вяз и дуб; из-под дуба наблюдать бессмысленно. Иных точек в "Обряде" нет. И он дожидается, пока солнечный диск для наблюдателя у вяза коснётся верхушки дуба.
Ясно, что солнечный диск для наблюдателя под вязом касается нижней кромкой центра (приблизительно центра) кроны дуба лишь если солнце стоит по линии дуб-вяз, то есть когда и одновременно выполняются два условия:
(а) нижний край солнца находится на линии зрения наблюдателя, глядящего из-под вяза на вершину дуба;
(б) центр солнечного диска лежит в вертикальной плоскости, проходящей через линию вяз-дуб.
Иными словами, солнце должно находиться в точке с некоторыми вполне определёнными горизонтальными координатами - на требуемой высоте (угол подъёма светила над горизонтом) и по должному азимуту (угол отклонения солнца от направления на север). Такое сочетание случается не каждый день, даже с учётом приблизительности понятия "центр кроны дуба". По-сути, пращуры Мейсгрева встроили в "Обряд" самые древние солнечные часы - гномон.
2. Но вот солнце касается дуба. Холмс идёт к вязу. Он понял "Обряд" так: вяз отбросил тень и от конца этой тени надлежит делать указанные в манускрипте шаги. От вяза ко времени действия остался лишь пень, но его высоту - 64 фута - знает Мейсгрев. Холмс связывает два удилища в шестифутовый шест, втыкает его у пня и измеряет тень - 9 футов. Значит - как это знал уже древний Фалес - вяз в 64 фута бросил бы тень длиною в 64 х (9 : 6) = 96 футов. Холмс отмеряет 96 футов (около 30 метров) мерной верёвкою и оказывается у самой стены дома. Там он делает отметку и находит рядом - в двух дюймах - прежнюю ямку от колышка - должно быть, её оставил Брайтон.
Тем самым, нам известна высота солнца - арктангенс от шести девятых плюс половина угловой величины солнца, то есть 0,5 градуса : 2 = 0,25 градуса. Итог: солнце поднялось примерно на 34 градуса над горизонтом.
3. Конец тени падает у стены старого крыла поместья. Стена направлена на север (Холмс определяет это по компасу); великий детектив отмеряет вдоль здания 10 и 10 шагов. Длина человеческого шага равна половине расстояния от глаз до земли; рост Холмса примерно 183 см ("Этюд в багровых тонах"). Холмс, стало быть, проходит 17 метров на север. Далее 5 и 5 шагов на восток - 8,5 метров. Тут (см. рисунок) детектив явно огибает угол здания, иначе быть не может. Новый поворот - 2 и 2 шага, 3,4 метра (опять за угол) и Холмс у порога.
Перед ним мощёный коридор, ярко освещённый закатным солнцем. Так написано в рассказе, но теперь мы нарисовали план и ясно видим, что между Холмсом и солнцем - стена. Это означает, что в противоположной от Холмса стене пробито окно, иначе коридор был бы тёмен. И это означает, что солнечный азимут равен примерно 90 градусов - иначе солнце не заглянуло бы в очень узкое - так описано старое крыло дома Мейсгрева - окно в очень толстой стене.
Тем самым, мы узнали и азимут солнца.
4. Холмс в замешательстве. Перед ним мощёный старыми плитами коридор. Простукивание плит ничего не даёт, пустот под полом не слышно, кладка кажется нетронутой. И тут Мейсгрев вспоминает о подвале - том самом подвале; он стар, как дом и лежит в стороне от конечной точки маршрута обряда: надо пройти по коридору и спуститься по винтовой лестнице.
На этом оставим мистера Шерлока Холмса. Нам ясен его метод. Перейдём к вычислениям.
твердотоплевные котлы отопления