Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Анахронизмы от Рат-Вега

 Играли в карты у конногвардейца Нарумова Беседовали давеча об анахронизмах (http://idelsong.livejournal.com/55313.html).

Вот ещё несколько, из книги Иштвана Рат-Вега "История человеческой глупости":

Анахронизм.
По-венгерски - путаница во времени. С  этим  надо  обращаться  осторожно, потому что в самые свои  блестящие  периоды  литература  и  искусство  полны анахронизма: на сцене у Шекспира римские  герои  одеваются,  как  английские лорды. Художники Ренессанса  одевают  в  современные  им  одежды  библейских персонажей. Этого требовал дух эпохи. Однако следует  остерегаться  также  и мелочности, когда праздные книгокопатели выуживают из  произведений  великих писателей мелкие ошибки. Про Шиллера  они  доказали,  что  в  "Валленштейне" Бутлер говорит о громоотводе, но ведь тогда  он  еще  не  был  изобретен.  О знаменитой сцене из "Вильгельма Телля" они выяснили, что ее действие  должно было происходить в конце ноября, однако невозможно, чтобы в эту почти зимнюю пору на деревьях висели  яблоки.  Один  книжный  червь  торжествовал,  когда прочел в "Фиеско", что жена героя пьет шоколад. Заблуждение! Заговор Фиеско был в 1547 году, а первую шоколадную фабрику основали в Италии в 1606  году.
...
Поскольку во времена Гете громоотвод был  уже  изобретен,  спокойно  могу сказать, что и над его головой часто  змеились  молнии  критики.  Достаточно упомянуть о "Фаусте". Действие пьесы очевидно разыгрывается в конце XV века, а в ней пьют шампанское, но оно  начало  пениться  только  в  1670  году,  - упоминают о париках, но Людовик XIV впервые пристроил  его  на  свою  голову
только в 1640  году,  -  говорят  о  табаке,  что  до  Колумба  было  просто невозможно, - речь заходит и об исповедальне, в то время как она появилась в Германии сто лет спустя. Самую большую блоху в этой сказке обнаружили  средь воздыханий Марты, когда Мефистофель сообщает ей, что супруг ее умер. На  что женщина:

Не шутя, о муже бы достать бумагу, где погребен, когда,  бедняга,  и  эти сведенья в печать для верности потом отдать.

Во времена Фауста все это было вообще невозможно,  потому  что  церковные власти начали публиковать выдержки из церковных книг регистрации примерно  в XVIII веке, а газет тогда вообще не существовало.

Не разделяю праведных инвектив автора о "праздных книгокопателях" - книгокопатель, по сути своей, не может быть праздным и уж никак не заслуживает осуждения.

К слову: замечательную книжку Рат-Вега "Комедия книги" можно найти у Мошкова, http://www.lib.ru/INPROZ/RATWEG/kniga.txt. В сети можно отыскать и процитированную выше "Историю  человеческой глупости".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment