Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Category:

Казнить нельзя помиловать.

Как выйдет дешевле - закрыть Большой и Мариинский? Не закрывать? Оставить при труппе? Законсервировать? Прикладная театральная экономика и  Политбюро. 1922-1925гг.

ЗАПИСКА В.И.ЛЕНИНА В.М.МОЛОТОВУ
12 января 1922 г. Тов. Молотову.
 
Узнав от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета*, предлагаю Политбюро постановить:
1. Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК.
2. Оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления (как оперные, так и танцы) могли окупаться**, т.е. устранением всяких крупных расходов на обстановку и т[ому] под[обное].
3. Из сэкономленных т[аким] образом миллиардов отдать не меньше половины на ликвидацию безграмотности и на читальни.
4. Вызвать Луначарского на пять минут для выслушания последнего слова обвиняемого и поставить на вид, как ему, так и всем наркомам, внесение и голосование таких постановлений, как отменяемое ныне впредь повлечет за собою со стороны ЦК более строгие меры.
Ленин
РЦХИДНИ. ф. 2. Оп. 1. Д. 22624. Л. 1. Копия. Машинопись. Опубликовано: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 54. С. 110.
 
** После вмешательства Ленина Постановление СНК РСФСР о сохранении Большого театра так и не было оформлено и опубликовано.
* Например, окупаться путем участия оперных певцов и балерин во всякого рода концертах и т[ому] подоб[ное] (прим. автора}.
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) О ЗАКРЫТИИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
12 января 1922 г.
№ 89. п. 25 - О театрах.
 
Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК о сохранении Большой оперы и балета.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 251. Л. 4. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
ПИСЬМО А.В.ЛУНАЧАРСКОГО В.И.ЛЕНИНУ
 
13 января 1922 г. Весьма срочно. Лично.
Тов. Владимиру Ильичу Ленину.
 
Дорогой Владимир Ильич. Тов. Енукидзе вчера сказал мне, что на последнем заседании Политбюро вновь решено закрыть Большой театр и дано поручение Президиуму ВЦИК пересмотреть этот вопрос и разрешить его в предуказанном направлении. Я позволю себе разделить этот вопрос надвое, на формальную сторону и по существу. Формально я протестую самым категорическим образом против такого рассмотрения каких бы то ни было вопросов. В самом деле, вопрос рассматривался в комиссии тов. Ларина, в Малом и Большом Совете [народных комиссаров] и в Президиуме ВЦИК неоднократно при чрезвычайно внимательном выслушивании всех за и против. В результате и Большой Совнарком и Президиум ВЦИК постановили Большой театр оставить открытым. Затем Центральный Комитет собирается внезапно, не уведомляя меня ни одним словом и не заслушав ни одного компетентного лица, делает жест, который, как я сейчас докажу Вам, является компрометирующим его абсурдом. Как ни мудр Центральный Комитет, он, конечно, рискует, разрешая среди больших государственных дел относительные мелочи вроде вопроса о Большом театре, впадать в такие абсурды, если он не только не заслушивает каких-либо специалистов, но даже своего собственного, приставленного к этому делу человека, в данном случае меня, который за 4 года не мог же не приобрести в вопросах такого рода некоторого опыта. Исходя из этих соображений, я формально протестую против решения Центрального Комитета, принятого без меня, и категорически требую пересмотреть это решение по заслушивании моих аргументов против него.
Об этом я посылаю заявление и секретарю ЦК.
Теперь несколько слов по существу. Вы сразу поймете из этих немногих строк, что Вас ввели в заблуждение.
Дефицит Большого театра при царском режиме доходил до миллиона рублей в год, что составляет на наши деньги не менее 100 миллиардов. В будущем 1922 году государство имеет уплатить Большому театру в золотых рублях 144 [тысячи] всего, т.е. менее шестой части прежних расходов. При этом первое место в Большом театре при царе стоило 5 рублей, в настоящее время оно на золотые деньги стоит 30 копеек. 25 процентов всех мест, включая и самые дорогие, отдаются органам ВЦСПС даром. Вы, конечно, спросите после этого, каким же чудом можем мы содержать этот театр? Действительно, это настоящее чудо и в административном отношении, и в отношении жертв, которые приносят этому делу все артисты, ибо ни один из них не получает более 20 процентов своего прежнего заработка, а некоторые значительно меньше. При этом сохранено и многомиллиардное имущество этого театра в замечательном порядке, с каким вряд ли может сравниться даже лучший склад ВСНХ. За все это следовало бы наградить тов. Малиновскую орденом Красного Знамени, вместо этого она награждена потерей здоровья вследствие целой массы клеветы, в которой участвует не только актерская шпана и шныряющие вокруг театра жулики, но и некоторые советские сановники.
Допустим теперь, что мы закроем Большой театр. Что же из этого получится? А вот что. Даже комиссия тов. Ларина, постановив закрыть Большой театр, считала необходимым сохранить его оркестр, как первую в России и европейски значительную европейскую единицу. Кроме этого, надо поддерживать огромное здание, которое нужно и для советских заседаний, наконец, надо охранять и все многомиллиардное имущество этого театра. В результате мы будем расходовать на это все те же ничтожные 12000 золотых рублей в месяц, которые сейчас приплачивает государство. Спектакли-то прекратятся, но ведь прекратятся и доходы с них, а спектакли как раз окупают труппу и себя самих, субсидия же идет фактически на материальное и техническое обслуживание, а если прибавить к этому оркестр, даже, пожалуй, и не хватит на расходы. Так что Вы своей мерой ни одного рубля Наркомпросу не дадите, если только не хотите, чтобы вся эта демагогия раскрала у Вас имущество театра или обвалился сам Большой театр в виде европейской демонстрации нашей некультурности. К этому прибавьте, что те полторы тысячи человек, которые кормятся около театра, будут выброшены среди зимы на улицу, после того как с ними заключен был контракт на сезон. Во всякой стране, где мало-мальски оберегается труд ( а мне кажется, что рабоче-крестьянская Республика должна быть похожа на такую страну), могли бы потребовать по суду неустойки и, конечно, всякий суд признал бы за ними полное право их такую неустойку получить, и это при закрытии театра значило бы огромный расход для государства. Если этого огромного расхода мы в качестве "диктаторов" на себя не возьмем, то это попросту значит, что без всякой пользы для себя мы лишили бы куска хлеба полторы тысячи людей с их семьями, быть может, уморили бы голодом несколько десятков детей. Вот что значит фактическое закрытие Большого театра.
Продолжение его существования означает, что мы, не тратя ни одной копейки сверх тех 12000 рублей в месяц, которые необходимы для поддержания здания, охраны материала и содержания оркестра, в то же время имеем театр, о котором и до сих пор еще идут хвалебные отзывы представителей иностранных держав и иностранной прессы, позволяем каждый вечер 2000-м людей, в том числе 500 рабочим, проводить время в теплом и светлом помещении, слушая хорошую музыку, а трудящимся в количестве населения маленького уездного городка, сколько-нибудь прилично существовать своим специальным трудом.
Вот обстоятельства.
Я никоим образом не могу допустить, потому что я еще в здравом уме и твердой памяти, что, узнав эти обстоятельства, Вы продолжали бы настаивать на закрытии Большого театра. Может быть, мы делаем бессознательные ошибки и даже глупости, но сознательно мы их, конечно, не делаем и я почти готов согласиться с тов. Енукидзе, что лиц, легкомысленно вводящих в заблуждение Центральный Комитет, а, должно быть, такие лица есть следовало бы отдавать под партийный суд.
Теперь для заключения еще одно. Вы вотировали мне в Политбюро выговор за недостаточную охрану интересов моего ведомства, выразившийся в том, что я не уследил, как Осинский, не предупредив меня, решил касающийся Наркомпроса вопрос. Вы сказали, что надо следить за всем. Может быть, за ЦК тоже? Может быть, попросить какого-нибудь члена ЦК более приятельски ко мне настроенного, взять на себя такой надзор? ЦК сплошь и рядом ставит вопросы Наркомпроса, не вызывая никого из нас, членов коллегии. Затем тов. Сосновскому запрещено было председательствовать во всех комиссиях за то, что при обсуждении вопроса, касающегося Наркомпроса, он его не предупредил. Я думаю, что дело тут было не в конституции, а в признании полной неразумности такого поведения. Если законы конституции не распространяются на ЦК, то законы разумности безусловно распространяются. Как тут быть и кому жаловаться?
Уверенный в том, что Вы, Владимир Ильич, не рассердитесь на мое письмо, а наоборот, исправите сделанный промах, крепко жму Вашу руку.
Нарком по просвещению Луначарский.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 4. Л. 12-13 об. Подлинник. Машинопись. 2—1026
 
* Речь, вероятно, идет о возглавлявшейся Ю.Лариным (М.З.Лурье) комиссии СНК РСФСР по выработке предложений о сокращении государственных расходов.
 
 
ПИСЬМО А.В.ЛУНАЧАРСКОГО В.М.МОЛОТОВУ*
14 января 1922 г. Секретарю ЦК тов. Молотову
 
Тов. Енукидзе довел до моего сведения, что Политбюро ЦК приняло решение о закрытии Большого театра. Категорически протестую о принятии такого решения без предупреждения меня и без выслушания моих доводов. Категорически требую пересмотра этого вопроса в моем присутствии. Подробное письмо об этом послано мною Владимиру Ильичу.
С коммунистическим приветом,
Луначарский
АП РФ. ф. 3. Оп. 35. Д. 4. Л. 11. Подлинник. Машинопись.
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
О ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА*
17 января 1922 г.
№ 90. п. 9- О закрытии Большого театра.
Просить ВЦИК рассмотреть заявление т. Луначарского по существу**.
РЦХИДНИ. Ф.17. Оп. 3. Д 253. Л. 2. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
* Накануне принятия данного постановления членам Политбюро была роздана докладная записка от члена ЦК РКП(б) М.И.Калинина в защиту Большого театра. В записке автор, являвшийся председателем ВЦИК, которому предписывалось согласно постановлению Политбюро от 12 мая закрыть театр, просил ЦК объяснить мотивы принятого решения. "Мне кажется, - писал М.И.Калинин, - прежде чем разрушать огромную, накопленную целыми поколениями культурную ценность в лице оперных и балетных артистов, их профессиональную спаянность, - необходимо предварительно решить: кто же должен занять их место, т.е. какой вид изобразительного искусства займет место уничтоженных оперы и балета. Следующий вопрос встает: почему вдруг неожиданно получилось гонение на оперу и балет? Разве этот вид искусства несовместим с советским строем? Или зрительные залы бывают пусты? <...> Если вопрос стоит о закрытии театра в целях экономии, то это соображение... также не выдерживает критики. Ибо кому же придет в голову, например, закрыть, уничтожить в целях экономии Румянцевский музей или публичную библиотеку только на том основании, что туда мало ходят рабочие. Большой театр, несомненно, играет не меньшую воспитательную роль для своих посетителей, чем публичная библиотека. Неправда, что Большой театр посещают одни спекулянты. <...> Какой-то, кажется, персидской или иной страны царь сжег, чтобы прославиться в истории, греческий храм искусства. Я думаю, ЦК РКП имеет достаточно положительной за собой работы, чтобы не прибегать к столь сомнительным средствам, и я надеюсь, что Политбюро пересмотрит и отменит свое решение..."
(АП РФ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 4. Л. 8-10).
** 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК постановил не закрывать Большой театр, урезав его расходы.
 
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
О ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
9 февраля 1922 г.
№ 94. п. 18 - О закрытии Большого театра (предложение] ВЦИКУ
 
Поручить РКИ представить точный расчет содержания Большого театра в нынешнем виде и того сокращения расходов, которое можно было бы получить при его закрытии.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 261. Л. 4. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
О СОКРАЩЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
26 октября 1922 г.
 
№ 33. п. 11 - Об академических театрах (тт. Луначарский. Калинин. Поручить комиссии в составе тт. Каменева, Луначарского и Свидерского разработать меры максимального сокращения государственных субсидий на какие бы то ни было театры с тем, чтобы закрыть Мариинский и Большой театры в случае, если бы эти 2 последние при минимальной субсидии от государства в течение полугода оказались бы неспособными перейти на собственные средства. Срок работы комиссии - недельный.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 319. Л. 3. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б)
О ЗАКРЫТИИ БОЛЬШОГО И МАРИИНСКОГО ТЕАТРОВ
2 ноября 1922 г.
№ 34. п. 4- Об академических театрах (т. Каменев).
1) Признать невозможным перевод Большого театра и бывш. Мариинского на начала самоокупаемости.
2) Вследствие этого, в целях уменьшения правительственной субсидии государственным и академическим театрам на 395 миллионов в год (вычисленных по данным 1922 г.), закрыть Большой театр и бывш. Мариинский, прекратив выдавать им субсидию, начиная с текущего бюджетного квартала, и ассигновав необходимые средства на охрану театрального имущества и театральных зданий.
3) Освободившиеся 395 миллионов рублей ассигновать на нужды народного образования (на содержание учащих и учащихся [школ] 1-ой ступени, на ликвидацию безграмотности и на библиотеки).
Распределение поручить комиссии в составе тт. Яковлевой, Бема и Крупской.
4) Образовать особую комиссию для проведения в жизнь постановления, изложенного во втором пункте, предоставив этой комиссии право обсудить другие мероприятия, которые могли бы привести к сокращению правительственной субсидии театрам на указанную выше сумму, причем закрытие Большого театра и бывш. Мариинского явилось бы излишним.
Одним из членов комиссии назначить тов. Колегаева, которому поручить ориентироваться и сделать доклад тт. Сталину и Каменеву и договориться с ними о других членах комиссии.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 320. Л. 2-3. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) ОБ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕАТРАХ
2 июля 1925 г.
№ 69. п. 16- Доклад комиссии ПБ о театрах (ПБ от 25.V1.25 г.. пр, № 68. п. 7)** (тт. Рыков. Калинин. Сокольников. Луначарский).
а) Учитывая необходимость крупных затрат, связанных с переводом ак[адемических] театров на консервацию, считать целесообразным дальнейшее их функционирование даже при условии государственной дотации, с тем, однако, чтобы эта дотация не превосходила средств, которые понадобились бы на случай консервации наиболее убыточных театров. Поручить СНК РСФСР для достижения наименьшей убыточности не останавливаться перед сокращением трупп академических театров.
б) Балетный театр в Ленинграде к предстоящему сезону закрыть65.
в) "Рабочую полосу"** уничтожить, согласно предложения ВЦСПС. СНК обеспечить льготы рабочим путем некоторой скидки по усмотрению управления государственных академических театров*.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 509. Л. 4-5. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
* На заседании Политбюро 25 июня 1925 г. при рассмотрении вопроса о сети академических театров и их финансировании (выступили А.В.Луначарский, А.И.Рыков, Кучменко) было решено передать его "на разрешение комиссии в составе тт. Рыкова, Калинина и Сокольникова, созыв за т. Рыковым" (РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 508. Л. 4).
** Бесплатные места для рабочих.
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) О СОХРАНЕНИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО БАЛЕТА
3 сентября 1925 г.
№ 78. п. 7- О Ленинградском балете (ПБ от 27,VIII.25 г.. пр. № 77. п.10)*(тт. Лежава. Луначарский. Костина. Колосков).
 
В виду установления того, что роспуск балетной труппы не даст экономии, отменить решение Политбюро от 2.VII с.г. (пр. № 69, п. 16-б) о закрытии балетного театра в Ленинграде.
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 518. Л. 2. Копия на правах подлинника. Машинопись.
 
* На заседании 27 августа 1925 г. по просьбе секретаря Ленинградского губкома партии П.А.Залуцкого рассмотрение вопроса решено было отложить.


Ищете столы - столы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments