"Эпический театр" - см "драматургия Бертольда Брехта".
Есть, говорят, города, где идут уличные родео – ковбои делают всякие штуки на быках между публики. Но вообразите, как те же ковбои – умелые, гарные хлопцы на отменных, породистых быках - вместо лихого удальства стали бы показывать выездку, причём одним аллюром, размеренно, под метроном? Сложно вообразить – вот и я бы не вообразил, пока не посмотрел «Господин Пунтила и его слуга Матти», театр Маяковского.
Очень хороший, ровный актёрский состав. Отточенная мизансцена. Отменные декорации. Благодарный зритель (судя по всему, такой зритель стал московским обыкновением) – зал, судя по всему, узнавал пьесу впервые, испытывая, сами понимаете, восторг первого обладания. И ни капли Бертольда Брехта.
Ни крохи Брехта. Никакого балагана. Никакого куражу. Рваный темп - о чём вы? Спектакль идёт размеренно, под метроном, тик-так, тик-так. Зонги? Остался один, в виртуозном исполнении акапелла – за что? Пошто? Это зонг для аккордеона, он разухабистый, он уличный! Где хор? У Брехта есть хор, я это в точности знаю. Послушайте, Брехт – это драйв. Это рваный аллюр. Это неожиданность. Актёрам в его комедиях дозволительно играть веселье не вполне умело, но они обязаны веселиться вместе с залом – над зрителями, над собой, над ролью. Выкинули политику – извольте; однако разворачивать белую тряпку с именем «Пунтила» (гы-гы-гы, и все догадались, надо же!), в контуре презерватива… мда-с. А вот, думаю, что сделал бы Брехт – он ежевечернее вытаскивал бы на сцену приглашённых на четверть часа завсегдатаев «Жан-Жака», благо в трёх шагах. И те бы минут пять фрондировали бы на сцене, дожёвывая. А потом шли бы кончать закуску в «Жан-Жаке». Потому что Бертольд Брехт рушил стену между сценой и зрителем отнюдь не дулей в кармане, а набором мощных приёмов.
«Ликвидация четвёртой стены», общение с залом, разрушение подлинности? Отброшено, ни следа. Бог с ним; положим, такие механизмы нужны Брехту для пропагации некоторых смыслов, идей, а в этой пьесе (так говорит сам Брехт): «Решающим является показ классового антагонизма между Пунтилой и Матти». Не модно, отбросили. Показали идейно выдержанную белую тряпку с контуром презерватива и именем «Пунтила» в этом контуре. Оставили комедийную основу – отменную основу! - но основа там балаган, площадной сюжет, написанный мастерским текстом, нашедшим мастерский русский перевод. Народная комедия, раёк, ярмарка. А балагана-то и нет. Есть очень хороший, ровный актёрский состав; отточенная мизансцена; отменные декорации; девственный зритель. Сценическое действо по метроному - тик-так, тик-так. Актёры из бутылочек буль-буль, буль-буль. Девственный зритель хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Мало. Скудно. Нищета. Скопчество.