А по этим предметам профессор Мориарти не готовил, но я приведу кое-какие блоки вопросов – английский, история, география, экспериментальные науки. Это занимательно.
Английский язык и сочинение. Суббота, 17 декабря 1870 года. 14:30 до 17:00.
Напишите сочинение на одну из указанных тем:
1. Удовольствия от общения и удовольствия одиночества.
2. Какими качествами должен обладать хороший офицер.
…
География. Понедельник, 19 декабря 1870 года. 14:30 до 17:00.
1. Нарисуйте карту Египта.
2. Нарисуйте абрис Европейского континента. Отметьте границы скольких-нибудь суверенных государств линиями, а расположение их столиц – звёздочками (*).
3. Нарисуйте абрис Соединённых Штатов Америки. Покажите направления горных цепей и рек, и расположение у последних крупных городов.
4. Через какие районы и у каких важных городов протекают следующие реки?
Рейн и Мозель
Ганг
Амазонка
Тэй
5. Где находятся регионы, известные как Дунайские княжества, Подветренные острова, Левант, Берберия, Ультраиндия, район Английских озёр? Объясните названия.
6.Перечислите и опишите основные особенности главных атмосферных течений над океанической поверхностью.
7. Укажите физико-географические характеристики приведённых регионов и основные тамошние продукты:
Тасмания
Афганистан
Япония
Коннаут
Исландия
Капская колония.
История. Вторник, 20 декабря 1870 года. 14:30 до 17:30.
1. Чем король Альфред послужил своей стране?
2. Какими были основные последствия норманнского завоевания?
3. Дайте краткое описание царствования короля Джона.
4. Почему Эдуард I воевал с Шотландией и где произошли главные битвы между англичанами и шотландцами в его царствование и в правление двух следующих за ним королей?
5. Какие изменения претерпела церковь Англии в правление Генриха VIII?
6. Перечислите главные статьи Билля о Правах.
7. Какие полномочия имеют Король, Лорды и Общины?
8. Опишите битвы при Несби и Бленхейме.
9. Какие доминионы были у монархии в период наибольшего её расширения при Генрихе II, Эдуарде III, Генрихе VI, Георге III?
10. Дайте мнение о сэре Томасе Море, Оливере Кромвеле, генерале Вашингтоне, мистере Каннинге, герцоге Веллингтоне.
11. Опишите администрацию Уоррена Гастингса в кратком очерке.
Экспериментальные науки. Четверг, 22 декабря 1870 года. 10:00 до 13:00.
1. Объясните, почему кусок угля горит в кислороде много лучше чем в атмосферном воздухе. Также опишите некоторое изобретение, позволившее безопасно сжигать смесь кислорода со светильным газом, объясните принцип этого изобретения.
2. Опишите процесс производства аммиака, объясните химию процесса. Укажите основные свойства аммиака. Какое количество аммиака полностью нейтрализует 900 гран раствора, содержащего 20 процентов азотной кислоты?
3. Опишите приготовление хлора, хлорной извести, бертолетовой соли; объясните химию процессов. Объясните также причину взрыва, происходящего при нагревании бертолетовой соли с серной кислотой.
4. Вам дана для анализа серебряная монета: объясните, как вы растворите её, как найдёте в растворе металлы, входящие в её состав, как определите пропорцию серебра. Соответствующие химические реакции запишите в уравнениях.
5. Укажите, по какому закону расширяется воздух при изменении температуры; опишите в деталях, каким экспериментом можно проверить справедливость этого закона. Какие ещё газы подчиняются этому закону?
6. Чем отличается кипение от простого испарения? Объясните, почему кипение начинается при высокой температуре и скорее начнётся в закрытом или полузакрытом сосуде, нежели в открытом? Почему оно начинается внезапно и бурно для воды, которую предварительно и долго кипятили, чем для свежей воды, доведённой до температуры кипения?
7. Приведите пример, показывающий, что растворение газов в воде сопровождается подъёмом температуры, а растворение твёрдых субстанций – понижением; объясните основной принцип обеих явлений.
8. Дайте примеры хорошего и плохого поглотителей теплового излучения. Как соотносятся способность одного и того же вещества к излучению и поглощению теплоты? Опишите, какие эксперименты могут подтвердить ваши соображения. Как вы считаете (1) стекло или каменная соль (2) сухой или влажный воздух скорее нагреются до температуры окружающих объектов, если принимать в соображение одно только тепловое излучение? Объясните ответы.
9. Объясните работу кондукторов электрической машины. Почему, при прочих равных, больший по размеру кондуктор даёт более яркую искру, но длина этой искры такая же, как в случае меньшего кондуктора?
10. Дайте список изоляционных материалов, упорядоченный по их изолирующей способности. Объясните, зачем хорошая изоляция необходима телеграфному проводу; что произойдёт при частичном нарушении изоляции; как изменятся тогда сигналы. Какие способы изоляции обыкновенно используются в телеграфном деле?
11. Основные элементы конструкции гальванической батареи. Иллюстрируйте на примере. Если в батарее из 10 ячеек, цинковый и медный электрод в одной из ячеек соприкоснутся через электролит, объясните (1) что произойдёт в этой ячейке, (2) как изменится ток, даваемый батареей?
12. Дайте понятие магнитного меридиана. Если в верхних слоях атмосферы случится электрический разряд в направлении с севера на юг, объясните, как это повлияет на показания компаса. Предполагаете ли вы, что в этот же момент какие-то токи станут течь и у земной поверхности, и если так – по какой причине? В каком направлении? Как долго?
13. Как электрическое сопротивление провода зависит от его длины и толщины? Объясните в деталях, как измерить сопротивление провода. Если даны два провода с разными сопротивлениями, найдите их общее сопротивление, если они соединены так, что ток делится и течёт одновременно по обеим проводам.