"Цель оправдывает средство" - многажды выставленная на многие щиты максима с указанием на иезуитов. Вместе с тем, иезуит Герман Бузенбаум ("Основы морального богословия", 1645 ) писал так: "Кому дозволена цель, тому дозволены и средства" (Cui licitus est finis, etiam licent media). Разница огромная. Кому дозволена, вовсе не безличное "оправдывает", вообще и всегда оправдывает. Совершенно иной смысл.
Большой словарь крылатых слов русского языка (Берков, Мокиенко, Шулежкова) упоминает Маккиавели, Гоббса и Паскаля.
Гоббс: "Поскольку тому, кому отказывают в праве применять нужные средства, бесполезно и право стремиться к цели, то из этого следует, что раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя." Опять же, не "цель оправдывает." Описана ситуация: "самосохранение" и "имеет право".
Маккиавели: "О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство." Речь именно о государе, о средствах к достижению конкретно описанных целей, определён смысл оправдания.
Паскаль: (от лица оппонента): "Мы исправляем порочность средств чистотою цели." Цель должна быть чиста, дабы оправдывать порочные средства.
Итак, в афоризме выхолощено всё - субъект, объект, условия действия. Но он стал красив и краток. Общеизвестно, что умственные способности спартанцев сильно ослабили две вещи - постоянное купанье и лаконический разговор; так и иная фраза, купаясь в потоке времени, обтачивается струями до блестящего краткого изречения: бессмысленного и никак не соотносящегося с исходным высказыванием.
цветная лазерная печать