...
И действительно, немногое можно было почерпнуть из образа дорожного багажа Смита. Одна особенность впрочем, бросалась в глаза; все вещи здесь служили не тем надобностям, для которых были предназначены; все, что для других имело второстепенное значение, было для Смита на первом плане, и наоборот. Крынка или сковорода могли быть завернуты в коричневую бумагу, и случайный наблюдатель с удивлением заметил бы, что эта крынка Смиту нисколько не нужна, а коричневая бумага представляет для него великую ценность. Он извлек из чемодана два или три ящика сигар и с откровенным простодушием пояснил, что сам он некурящий, но сигарные коробки — незаменимый материал для выпиливанья. Потом он достал из чемодана шесть маленьких бутылок вина, белого и красного. Инглвуд разглядел между ними одну бутылку чудесного «Волнэ» и заключил, что незнакомец — эпикур по виноградной части. Каково же было его удивление, когда следующая бутылка оказалась дешевеньким, скверным колониальным кларетом, какого не пьют даже обитатели колоний (что, кстати, делает им честь). И только тогда заметил он. что все бутылки запечатаны разноцветными металлическими печатями и, казалось, подобраны исключительно так, чтобы дать три главных и три дополнительных краски: красную, синюю, желтую; зеленую, фиолетовую, оранжевую. Инглвуд с каким то жутким чувством начал понимать, что перед ним воистину ребенок. ...
Честертон, "Жив-Человек".
Странным образом, но при осмотре знаменитого судна "Грейт Бритн" в Бристоле я больше прочего увлёкся билетом в этот музей.
Бристоль. Верфь Грейт-Вестерн. Работа великого Брюнеля "Грейт Бритн" - первое в мире железное винтовое судно; на службе с 1843 по 1937 год. "Грейт Бритн" предназначалась для карьеры трансатлантического лайнера, тем и началась её жизнь, но затем - с 1852 по 1881 год - в силу разных обстоятельств исполняла иную работу: перевозки эмигрантов-золотоискателей и просто эмигрантов в Австралию.
Собственно, мне нет нужды распространяться о судьбе великого судна - есть пространная статья в википедии (английской), есть её персональный сайт http://www.ssgreatbritain.org . Я, впрочем, выложу несколько своих фотографий.
Но при входе в музей "Грейт Бритн" дают билет; а бумага эта - факсимиле билета 1864 года, на проезд Ливерпуль - Мельбурн. Это, в нашем понимании, полноценный договор между капитаном и пассажиром со всякими взаимными обязательствами.
Путь до Австралии от Британских островов на "Грейт Бритн" занимал тогда 64 дня.
Капитан обязуется доставить в Мельбурн пассажира с десятью кубическими футами багажа (свыше - за отдельную плату); стоимость билета 18 фунтов и 18 пенсов, выплачено в Ливерпуле, авансом. Затем указан рацион (метрические переводы фунтов, унций пинт и т.п. вставил я).
...
Как то требует закон, капитан ежедневно отпускает пассажиру не менее указанных ниже порций воды и провизии, именно - на каждого совершеннолетнего по 9 кварт (около 10 литров) воды каждый день, исключая воду, потребную для приготовления пищи по Акту о пассажирских перевозках... и недельную порцию провизии, включающую: 3 1/2 фунта (1,575 кг) хлеба или галет качеством не хуже флотских галет; 2 фунта (0,9 кг) пшеничной муки; 1 фунт (0,45 кг) овсяной крупы; 1/2 фунта (0,225 кг) риса; 1 1/2 фунта (0,675 кг) гороха; 3 фунта (1,35 кг) картофеля; 1 1/2 фунта (0,675 кг) говядины; 1 фунт (0,45 кг) свинины; 2 унции (56,7 граммов) чая; 1 фунт (0,45 кг) сахара; 2 унции (56,7 граммов) соли; 1/2 унции (14,17 граммов) горчицы; 1/4 унции (7,1 грамма) чёрного или белого молотого перца; 1/4 пинты (0,12 литра) уксуса; 6/4 пинты (0,71 литр) лимонного сока; 1 фунт (0,45 кг) консервированного мяса; 6 унций (170 граммов) сала; 8 унций (226,8 граммов) изюма; 4 унции (113,4 грамма) масла.
Замена в указанном рационе, по решению капитана любого пассажирского судна допускается по следующим нормам: 1 фунт консервированного мяса на 1 фунт говяжьей или свиной солонины; 1 фунт пшеничной муки или хлеба или галет или 1/2 фунта говядины или свинины на 1 1/4 фунта овсяной крупы или наоборот; 1/4 фунта сухого картофеля на 1 фунт картофеля; 10 унций свежих ягод на 8 унций изюма; 8 1/2 унций какао или кофе, жаренного или сырого на 2 унции чая; 3/4 фунта патоки на 1/2 фунта сахара; 1/4 пинты всякого маринада на 1/4 пинты уксуса.
Примечание. Комплект посуды и постельное бельё обеспечиваются самими пассажирами.
...
Если выстроить по приведенным данным таблицу калорийности, выходит:
Продукт Вес, кг, неделя Калорий, в 100г Неделя, кал. День, кал.
Хлеб 1,575 210 3307,5 472,5
Пшен. мука 0,9 348 3132 447,4
Овс. крупа 0,45 374 1683 240,4
Рис 0,225 337 758,25 108,3
Горох 0,675 280 1890 270
Картофель 1,35
Говядина 0,675 180 1215 173,6
Свинина 0,45 350 1575 225
Сахар 0,45 295 1327,5
Мясо конс. 0,45 180 810 115,7
Сало 0,17 240 408 58,3
Изюм 0,225 270 607,5 86,8
Масло 0,113 800 904 129,1
Всего, день 2632,5 калорий
Негусто. 2500 - 2600 кал в день по сегодняшним меркам - норма для человека, не занятого физическим трудом.
Но что же выпить? Как можно не выпить в передрягах пути через Тихий океан?
А вот что (снято на борту).
"Пароход "Грейт Бритн". Уведомление пассажиров.
Потребление на борту вин, водок, и пива регулируется капитаном, Актом о пассажирских перевозках. Спиртное можно купить на борту по умеренным ценам.
Пассажирам запрещается проносить алкоголь на борт.
Любой подобный напиток, найденный у пассажира будет конфискован, а виновный - наказан.
Грузоотправители товара, запрещённого Актом о пассажирских перевозках, или склонного к самовоспламенению, несут ответственность за возможные последствия.
Сигары и табак можно купить у корабельного эконома."
Перевозка эмигрантов из Британии до Австралии представляется мне делом доходным. Сначала они платят 18 фунтов и 18 пенсов с носа за проезд с 10-ю кубическими футами багажа. Затем доплачивают за дополнительный багаж. Затем выходят в океан, блюют за борт, и не едят ничего, экономя, тем самым, предписанные в билете продукты - а их ведь можно продать будущим золотоискателям в той же Австралии, то есть во второй раз. Ну и, разумеется, корабельная монополия на алкоголь. Вот где настоящие золотые поля - а вовсе не в Австралии!
Ну и фотографии "Грейт Бритн", Бристоль.
Так, по мнению реконструкторов, выглядел обеденный салон - но это, разумеется, период трансатлантика "Грейт Бритн", но никак не время перевозки эмигрантов в Австралию.
емкости