Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Categories:

Отгадка.


Загадка звучала так:

Русскому языку - даже алфавиту, литературе и истории некогда пытался помешать медведь. А спас это всё разряд атмосферного электричества. Кого я загадал?

Судя по некоторым откликам, этот эпизод не очень известен среди моих друзей, хотя и казался мне хрестоматийным - значит, имеет смысл поместить его здесь.

Это Карамзин.

...
В один жаркий день он, по своему обыкновению, читал книгу под сению древнего дуба; старик дядька сидел на траве в десяти шагах от него. Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона, «Погоди», — отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и шел тихо, без всякого страха. Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже и закричать от ужаса. Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две — и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром... какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать: «Господи!», через полминуты взглянул — и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие бога — Спасителя. Слезы его лились градом; он молился во глубине души своей, с пламенною ревностию, необыкновенною во младенце; и молитва его была... благодарность! — Леон не будет уже никогда атеистом, если прочитает и Спинозу, и Гоббеса, и «Систему натуры».

Читатель! Верь или не верь: но этот случай не выдумка. Я превратил бы медведя в благороднейшего льва или тигра, если бы они... были у нас в России.
(Карамзин, Рыцарь нашего аремени).

...
В другой статье «Деревня» (1792) Карамзин рассказывает это именно о себе : «Как мила природа в деревенской одежде своей: она воспоминает мне лета моего младенчества, лета, протекшия в тишине сельской, на краю Европы, среди народов варварских. Там воспитывался дух мой в простоте естественной; великие Феномены были первым предметом его внимания. Удар грома, скатившийся над моей головою с небесного свода сообщил мне первое понятие о величестве мироправителя, и сей удар был основанием моей Религии».

В семействе Карамзин рассказывал не однажды, как удар грома спас его от медведя в первые годы его детства, и рассказывал точно так, как описано в истории Леона.
...
("Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников..." М.Погодина.)


Насколько мне известно, сегодняшняя власть в России как-то ассоциируется с образом медведя; насколько я вижу, власть эта противна просвещению; насколько я знаю, в Москве до сих пор нет памятника Карамзину (в Остафево есть, у Щербинки). Предлагаю устроить подписку, изваять и установить в столице памятный монумент великому литератору и историографу в виде медведя, поражаемого молнией. Это будет политически правильно и исторически верно.




Платежные системы. Терминалы оплаты. Автомат оплаты. Терминал оплаты мобильной связи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments