Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Обскурантизм как университетский курс.

 

Градоначальник открыл ящик стола и, вынув оттуда пачку листков, торжественно вручил ее редактору.

- Верноподданнические и лояльные чувства должны воодушевлять каждую вашу статью.

Я составил здесь несколько хозяйственных советов и указаний, вполне созвучных моменту. Они должны появиться в следующем номере. Можете идти.

Дома смятенный редактор развернул статьи и прочел:

"Дешевый предсказатель погоды. Повесьте на стену открытку с портретом всемилостивейшего монарха. Вбейте ему в голову гвоздик. На гвоздике укрепите короткую нитку, привесьте к свободному концу небольшой пучок цыплячьего или гусиного пуха, окрашенного в черно-желтые цвета. Отметьте черточкой на открытке место, где находится пучок. Если предстоит хорошая погода, пучок поднимется к самому носу его величества императора. Если будет дождь, он спустится ниже, чем был".

"Дешевый воск для прививок к дичку черенков можно приготовить из 50 граммов еловой смолы и 250 граммов говяжьего сала. Смешайте в растопленном виде, прибавьте 26 граммов густого скипидара и помешивайте до тех пор, пока не пропоете дважды наш австрийский гимн".

"Чтобы молоко не скисало летом, положите в него листок дикорастущего
хрена и трижды возгласите славу нашему обожаемому монарху".

Прочитав это, редактор взял желтую веревку и повесился на черной печной трубе.
(Я.Гашек, РАЗГОВОР С ГОРЖИЦКИМ ГРАДОНАЧАЛЬНИКОМ)

 


1822 год. Конспекты лекций от профессоров Казанского университета, предоставленные по требованию Магницкого на его рассмотрение.


Профессоръ Булыгинъ указываетъ, напримѣръ, слѣдующія задачи, которыя будутъ преслѣдоваться имъ при преподаваніи русской исторіи:

,,а) При каждомъ удобномъ случаѣ изъяснять, что всякое событіе есть слѣдствіе воли Провидѣнія.

б) Открывать особенное къ отечеству нашему Божіе благоволѣніе, къ чему поводомъ служить могутъ весьма многія обстоятельства.

в) Замѣчать, что Россія, подобно избранному народу, была наказываема за свои прегрѣшенія разнаго рода несчастіями, какъ то: жестокими болѣзнями, язвою, засухами, гладомъ, внутреннимй раздорами, войнами и нашествіемъ ужасныхъ иноплеменниковъ, но, по долготерпѣнію и благости Спасителя, не была погублена до конца.

 

г) Указывать на то, сколь благотворно дѣйствіе христіанскія вѣры на нравы и государственное благоустройство.

д) Изъяснить, что примѣрное благочестіе россійскаго народа, начиная съ князей и нисходя до простыхъ гражданъ, спасало Россію отъ гибели. Для сего тщательно замѣчаемы быть должны, во время всякаго княженія, благочестивыя дѣла, христіанскія чувствованія какъ самихъ правителей, такъ и гражданъ разныхъ сословій.

е) Замѣчать все, относящееся къ устроенію нашей грекороссійской церкви, какъ то: ревность о сохраненіи и успокоеніи оныя; распоряженія замѣчательныя по духовной части; основаніе св. обителей и знатнѣйшихъ храмовъ Божіихъ; появленіе св. мощей, съ изложеніемъ нѣкоторыхъ чудотвореній; приводить жизнеописанія тѣхъ св. угодниковъ россійскихъ, которыхъ житіе болѣе изобилуетъ назида тельными примѣрами"......

Въ конспектѣ россійской географіи высказывается положеніе, что изложеніе этой науки „должно вести къ Тому, во власти коего вся сотворенная, къ Верховной Премудрости, ниспосылающей дары на разныя части земного шара". Для достиженія этой цѣли предполагается:

,,а) Изъ заселенія людьми почти всего земного шара, покоренія и одоленія ими хищныхъ и сильныхъ звѣрей, употребленія матеріаловъ изъ всѣхъ царствъ природы—доказать, что человѣкъ поставленъ обладателемъ всей земли.

б) Изъ разсмотрѣнія неровностей, встрѣчаемыхъ на земной поверхности, вывести заключеніе о премудрости Творческой въ устроеніи міра сего и о благости Его къ человѣку.

в) Раскрывать тоже самое при сужденій о разнообразіи климатовъ, зависящихъ отъ разныхъ причинъ, при обозрѣніи пошвъ земныхъ и естественныхъ произведеній, кои приспособлены къ каждому климату и грунту земли.

г) Показать благость къ намъ Божію при описываніи цѣлебныхъ водъ, таковыхъ же произрастаній, минераловъ и пр.

д) Говоря о разнообразіи произведеній на земномъ шарѣ, открывать, что Господь Богъ приводитъ чрезъ то людей къ миролюбивой жизни и тѣмъ открываетъ средства къ распространенію по всей землѣ истинныя вѣры во Христа Спасителя.

е) Исчисляя нарѣчія языковъ, напомнить о истинной причинѣ различія оныхъ.

ж) Находя повсюду понятія о Верховномъ Существѣ, изъяснить, что сіе показываетъ остатокъ прежнихъ истинныхъ о Создателѣ понятій, которыя, съ увеличивающимся постепенно заблужденіемъ человѣка, искажались болѣе и болѣе, такъ что, наконецъ, превратились у нѣкоторыхъ народовъ въ безобразныя басни.

з) Говоря о религіи, указать, что одна есть религія истинная и что въ прочихъ видахъ ея чѣмъ менѣе отступленій отъ преданной намъ самимъ Спасителемъ, тѣмъ народъ счастливѣе.

і) Находя различные виды монархій у полудикихъ народовъ, вывести заключеніе, что сіе нравленіе есть самое удобное и свойственное для людей всѣхъ степеней образованія, и изображать выгоды монархическаго обзора правленія".

(Н.П.Загоскин, История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, Казань 1903; том 3 C 493-494)




Лечение кариеса Скидки - лечение кариеса.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments