Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

О некотором сюжете.


...
Однажды, ... дядя Петя подозвал Сережу и дал ему конфету, большую и редкую – «Мишка косолапый».Сережа вежливо сказал: «Спасибо», развернул бумажку, а в ней ничего – пустышка. Сереже стало совестно – за себя, что поверил, и за дядю Петю, что тот обманул. Сережа увидел, что и маме совестно, она тоже поверила…

– Гы-гы-гы-гы! – засмеялся дядя Петя.

Сережа сказал не сердито, с сожалением:

– Дядя Петя, ты дурак?
...
(Вера Панова, "Серёжа".)

Бытует фабула - герой (герои) обнаруживают манускрипт египетских жрецов, средневекового алхимика, тамплиеров, Николя Теслы. Найдено, мол, чрезвычайное средство изменить мир. Но опасно в преступных руках; кладу рецепт (чертежи, рисунки, состав) в ларец, запечатываю, хороню до времён, когда человечество станет лучше теперешнего.  Найти же можно... далее шифр.

Натурально, начинается приключение. Дешифровка - провалы, озарения, плутания; путешествие, путаница с координатами, борьба с кровожадными метисами и самбо, козни злонамеренного конкурента фон-цур-дер-Заденбаха. И вот конец пути. Место найдено, враги повержены, сдаётся пылкий Заденбах. И перед писателем встаёт Проблема Веры Пановой - обёртка от конфетки.

Выхода вроде бы нет. Либо рвать сюжет, либо самому изобрести нечто, способное изменить мир и немедленно продолжить приключенческую повесть фантастическим романом. Тяжкое дело!

Обычно сюжет рвут так:

1. Исчезновение места. Извержение, наводнение, землетрясение, пожар - ларец уничтожен вместе с участком местности.
2. Утрата предмета. Клад успели украсть. Документ сожрали злые термиты и т.п.
3. Недостаточность, фрагментарность клада. Новый шифр, утраченный язык, непонятные термины.
4. Шутка гения. На кусочке пергамента нарисован кукиш с подписью: "Шутка юмора. Ваш Николя Тесла".
5. Подмена находки. В ларце - множество изумрудов, бриллиантов, сапфиров, дублонов, рейхсталеров. Признательное письмо с просьбой принять награду за труды и не обижаться.

Книжка закончена. Читатель подспудно, "не сердито, с сожалением" понимает:

– Дядя Петя, ты дурак?

Но выход есть.

Пусть в ларце действительно окажется  нечто - нет, не способное, но уже состоявшееся и изменившее мир изобретение или открытие. Но открытое заново, вновь, и изменившее мир уже после смерти египетских жрецов, средневекового алхимика, тамплиеров, Николя Теслы.

Тогда перед автором сюжетный поворот изумительной красоты - описать - например - производство динамита, переменного трёхфазного тока, капрона или атомной энергии архаичными средствами. Вот, например: в ларце технологическая инструкция по обогащению урана на оборудовании и при возможностях средневековых шварцвальдских ремесленников. В недрах Гарца мулы крутят центрифуги. Сложные кривошипно-шатунные механизмы. Энергия водопада. Очистка руды. Необходимые для дела столетия. Или варка динамита (зарина, зомана, иприта) у подножия свежеотстроенной пирамиды Хуфу. Множество вариантов.

В обёртке появляется конфета; у автора - достойное занятие, а читатель увлечённо читает описание древнегреческой лейденской банки.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments