Crusoe ([info]crusoe) wrote,
@ 2008-06-07 13:54:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Доклад Полянского
    В 1964 году положение Хрущёва стало совершенно безнадёжным. Он восстановил против себя всех – от членов ЦК и генералитета до последнего замордованного колхозника. Заговорщики не рисковали ничем. Надо было только придать делу законный вид, оформить обвинительное заключение по правилам партийного делопроизводства и объявить приговор. За Хрущёва в 1964 году не могло подняться ни одного голоса – не говоря уже о танках… 

    И обвинительное заключение оформили. Это т. наз «Доклад Полянского» - документ невиданный в новейшей советской истории, документ удивительного содержания и уникальной судьбы.
 

    70 машинописных страниц называются так: ДОКЛАД ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС НА ОКТЯБРЬСКОМ ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС (Вариант). (формат html, источник указан ниже).
 

    Если отбросить неизбежный, ритуальный флёр, перед нами весьма объективный и предельно жёсткий анализ административно-хозяйственной и политической деятельности Хрущёва. Материал убийственный. К нему мало что можно добавить и при сегодняшних наших знаниях.
 

    Предполагалось, что в случае отказа Хрущёва от добровольного ухода на президиуме ЦК текст будет зачитан пленуму. Но у Хрущёва не было вариантов, и он сдался уже на президиуме. Доклад не стали читать публично. Некоторые куски вошли в речи Брежнева и прочих, но сам документ резонно предпочли уничтожить – он слишком сильный. «Доклад Полянского» аргументировано ставит, но не отвечает на неприятный вопрос: почему кадровая политика мощного аппарата ЦК КПСС позволила взойти на престол Хлестакову Никите Сергеевичу с его необыкновенной лёгкостью в мыслях и неподражаемым своеобразием в приёмах управления.
 

    Документ предпочли уничтожить, но он до нас дошёл.
 

    Удивительную историю этого доклада рассказал известный российский архивист и историк Рудольф Германович Пихоя в книге (непременно купите!) «Москва, Кремль, Власть» (книга 1, «Сорок лет после войны. 1945-1985»), Москва, 2008г.
 

    … ввиду того, что устранить Хрущева планировалось в ходе Пленума ЦК, то необходимы были соответствующие материалы к предстоящим заседаниям Президиума ЦК, где и готовилось будущее решение Пленума.
 

    В фондах архива Политбюро найден важнейший документ — проект доклада Президиума ЦК КПСС к октябрьскому Пленуму ЦК 1964 г. Это большой доклад объемом в 70 машинописных страниц.

Документально засвидетельствовано участие в его подготовке члена Президиума ЦК КПСС, заместителя Председателя Совмина СССР Д. С. Полянского. Свидетельством тому стало письмо Полянского заведующему Общим отделом ЦК В. Н. Малину с просьбой приобщить этот текст к материалам Пленума ЦК, состоявшегося 14 октября 1964 г. О том, что материал готовился именно как проект основного доклада на Пленуме, говорят его первые строки: «Товарищи! Президиум ЦК КПСС считает нужным доложить членам ЦК КПСС, кандидатам в члены ЦК КПСС, членам Центральной Ревизионной комиссии о положении, создавшемся в Президиуме ЦК в результате неправильных действий т. Хрущева». Одновременно доклад (в дальнейшем будем именовать его «докладом Полянского»), точнее, приведенные в нем аргументы должны были быть использованы и на заседании Президиума.

    Доклад представляет собой обстоятельнейший разбор деятельности Хрущева и положения в стране, сложившегося, по мнению авторов доклада, по вине Хрущева.
… 

Далее Р.Пихоя пересказывает содержание доклада, но я привожу его (доклад) полностью и этот кусок книги Рудольфа Германовича опускаю. Но затем идёт интересное. Пихоя обратил внимание на некоторые – в том числе и текстологические - особенности документа, определил его авторство и приводит любопытное свидетельство.

    Отметим, что доклад тщательно подготовлен. Он насыщен специальной информацией, которой по роду своей деятельности не мог располагать член Президиума ЦК Д.С. Полянский, отвечавший в то время за сельскохозяйственную политику. В докпаде содержится экономическая статистика, явно подобранная именно для этого документа. Это касается так называемых макроэкономических характеристик — замедления, среднегодовых темпов прироста общественного продукта, ухудшения соотношения в развитии промышленности групп «А» и «Б», падения производительности труда в стране, нарастания объемов незавершенного строительства. Сбор таких сведений и подготовку статистических материалов подобного рода в то время можно было проводить только с санкции ЦК или (как, вероятно, и было в этом случае) по просьбе Комитета партийно-государственного контроля при ЦК и Совмине СССР. В докладе много данных, которые могли быть получены только от Министерства иностранных дел и КГБ. 

    Подготовка такого материала должна была потребовать значительного времени.
 

    Тщательности подготовки содержания противоречит внешний вид документа. 70 страниц доклада отпечатаны опытной машинисткой (или машинистками), профессионально располагающей текст на странице, в том числе и такие сравнительно сложные элементы текста, как таблицы, выдерживающие единообразие пробелов между словами и предложениями. Однако использовались старые машинки со сбитым шрифтом, не обеспечивающим равномерную прокраску букв. На первой — отпечатаны листы с 1-го по 48-й. На второй — листы 49—70. Машинки отличаются шрифтами. На первой машинке буквы с округлым «очком», текст более светлый, «прореженный». На второй машинке буквы вытянуты вверх, расположены более «тесно», текст «плотный». Замечу, что на второй машинке шрифт находится в лучшем состоянии, хотя обе машинки, скорее всего, старые. Об этом свидетельствует отсутствие в клавиатуре машинок буквы «ъ», заменяемой по всему тексту доклада знаком «"»(например — с"езд). {1}
 

{1} Можно также допустить, что машинистка сознательно использовала этот «"» и игнорировала «ъ». Это могло бы стать косвенным свидетельством того, что, во-первых, печатал человек преклонного возраста, привыкший так печатать в 1920—1930-х гг.; во-вторых, человек, сохранивший старые особенности передачи текста, давно не печатал важные документы.
 

    В любом случае особенности машинописи говорят о том, что текст создавался вне обычного делопроизводства ЦК КПСС или другого высшего государственного учреждения того времени.
 

    Отмечу и еще одно обстоятельство, удивительное для традиций делопроизводства ЦК. 21 октября 1964 г. Полянский отправил в Общий отдел второй экземпляр доклада. Это могло произойти только при отсутствии у Полянского «первого экземпляра», необходимого для такого случая. Несложно сделать вывод, что, по существующей традиции, Полянский передал первый экземпляр тому, кто был выше его по иерархии, в данном случае — иерархии заговора. Позже, уже после Пленума, отставки Хрущева и провозглашения Брежнева Первым секретарем, Полянский не дал распоряжения перепечатать этот текст.
 

    Форма документа настолько не соответствует его содержанию, что возникает мысль — его готовили тайно, готовили очень информированные люди, скорее всего — из спецслужб, а печатала какая-нибудь старая машинистка.
 

    ...В 1999 г. я рассказал о своей находке В. Е. Семичастному, бывшему в 1964 г. председателем КГБ. Не могу сказать, что это известие его обрадовало. В разговоре он подтвердил, что «доклад Полянского» готовился в КГБ экономистами этого ведомства, а печатали документ две старые машинистки КГБ, также специально привлеченные для этого. По словам Семичастного, «доклад Полянского» не должен был сохраниться...
 


    Итак, любопытные документ и комментарий. Текст «Доклада Полянского» взят мною из сборника: «Никита Хрущёв. 1964. Стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы», М., Материк, 2007. Опять же, рекомендую. Последние речи и записки Хрущёва (в частности, программа очередной реорганизации сельского хозяйства 1963-64 гг.) устрашают. Если бы его не скинули – не дожил бы СССР до самотлорской нефти. Вымерли бы с голоду раньше.
 



(30 comments) - (Post a new comment)


[info]a_konst
2008-06-07 06:11 pm UTC (link)
Потрясающе интересно! спасибо

(Reply to this)


[info]a_konst
2008-06-07 06:43 pm UTC (link)
Про вопрос "почему кадровая политика позволила взойти на престол". Там же есть попытка ответа - во-первых, втерся в доверие в первые годы власти, во-вторых, заведена практика совмещения всех руководящих должностей.
И предлагается решение - впреть категорически запретить совмещение постов первого секретаря ЦК и председателя СовМина.
Только это не очень помогло.
хотя первые лет 6-8 правления Брежнева помогло - Косыгин был довольно самостоятелен.

(Reply to this) (Thread)


[info]crusoe
2008-06-07 07:08 pm UTC (link)
Ответы не очень убедительные. Можно допустить, что система пропускает наверх талантливого тирана - Сталин, или человека коллегиального, строящего власть на учёте мнений и консенсусе - Брежнев. Но Хрущёв одиозен. Получается, что как только человек восходит на вершину, он делается самовластен и может вытворять всё что угодно - в том числе и затевать мировые войны.

Что касается совмещения - де факто оно было всегда. Основным принципом Советской власти был кадровый подбор на руководящие должности именно и только через аппарат ЦК (т.наз. "номенклатура ЦК"). Должности пониже - номенклатура республиканских ЦК, крайкомов, обкомов и т.п., по нисходящей, до парткома завода или совхоза. КПСС стояла сбоку и параллельно, она руководила через номенклатурные списки административно-хозяйственного аппарата. Тем самым, "гниль" в каком-то отраслевом отделе ЦК немедленно аукалсь по всей хозяйственной жизни. Косыгин, и без явного совмещения, не мог взять министра или замминистра или даже назначить директора крупного завода помимо проверок и утверждения в аппарате Центрального Комитета. Хрущёв нарушил иной принцип - КПСС всегда у власти, но сбоку и в белых ризах. Виноваты - если что - хозяйственники. На коне - если успех - мудрая политика ЦК. Он сдуру подставился, не понял смысла и мощи номенклатурного управления.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]a_konst
2008-06-08 07:13 am UTC (link)
Это показатель гнили системы - что в ней такой человек мог выйти наверх и продержаться заметное время.

(Reply to this) (Parent)

большая политика формировалась как конус
[info]artem_sverdlov
2008-06-09 08:31 am UTC (link)
> Получается, что как только человек восходит на вершину, он делается самовластен и может вытворять всё что угодно

на этом акцентировал внимание в своих последних книгах В. А. Крючков:

Свои собственные взгляды на новую историю страны он [В. А. Крючков] изложил в книге "Личность и власть".
В книге восемь именных глав -- от Иосифа Сталина до Владимира Путина. Главный вывод: большая политика в нашей стране формировалась как конус. Человек на самом верху мог делать абсолютно всё, и если попадался умный и порядочный -- это одно, а если с авантюрным характером, как Михаил Горбачёв, -- совсем другое. Само же советское общество оставалось беззащитным, с ним можно было делать всё что угодно.
// http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3110683/

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: большая политика формировалась как конус
[info]crusoe
2008-06-09 08:47 am UTC (link)
Факты говорят за эту точку зрения.

(Reply to this) (Parent)


[info]kdv2005
2008-06-08 03:46 am UTC (link)
Невероятно интересно. Большое спасибо.

(Reply to this)


[info]idelsong
2008-06-08 05:23 am UTC (link)
История и доклад очень интересны. Но доклад производит странное впечатление.

Почти все болезни, о которых Полянский говорит, не исчезли, а усилились в брежневское время. Закупки зерна, начавшиеся с 1963, только увеличились и никигда не прекращались. Не знаю, есть ли сейчас.

Заигрывание с БААСом тоже выросло. К Насеру прибавились Асад и Саддам, а вместо "Чаек" стали поставлять арабам товарные количества танков.

С Китаем отношения только обострились. С Югославией даже попрохладнели по сравнению с Хрущевым.

Утверждение "Если бы мы начали войну, нас бы все возненавидели" выглядит странно в свете последовавшего всего через 4 года вторжения в Чехословакию.

Доклад прозрачно намекает на реставрацию сталинизма. Вот это как-раз успешно состоялось.

Что касается последовавшей за падением Хрущева экономической реформы - так называемой "реформы Либермана", то есть введения безналичных денег, - она преследовала совршенно определенную задачу: с помощью инфляции раздобыть средства для гонки вооружений, не очень влияя на цены всего остального. Главным следствием снятия Хрущева и была гонка вооружений, приведшая к паритету к середине 1970 годов.

(Reply to this) (Thread)


[info]a_konst
2008-06-08 09:45 am UTC (link)
Доклад ведь не был прочитан, и тем паче опубликован (пусть даже в закрытой печати).
Он даже не выражал _мнения_ заметной части номенклатуры ЦК. Это была хорошая подборка компромата на Хрущова для шантажа. Его выводы соответстовали настроению тогдашней верхушки - задолбал.
А все фигуры речи на тему угрозы развязывания военных конфликтов большинством тех, кто был знаком с докладом (а таких было вероятно очень мало) воспринимались как хороший повод пнуть Н.С., а не как убеждение "мы такого себе не позволим, это возмутительно само по себе".

(Reply to this) (Parent)


[info]crusoe
2008-06-08 12:35 pm UTC (link)
Прежде всего, период Брежнева стоит поделить на части.
1964 - 1970 - попытки реформ.
1979 - 1980 - имперская стабильность
1980 - 1983 коллапс

Сельское хозяйство.

Брежневу достался труп. Крестьянство, удивительным образом, выжило после коллективизации и войны и живо откликнулось на реформу Маленкова 1953 года - ослабление налогового пресса на подворья. В следующие 5 лет, крохотные личные наделы дали 50% прироста мяса! Селяне выжили и хотели (в те годы) работать и торговать. Хрущёв село убил. Он бредил агрогородами, то есть очень крупными совхозами. В тогдашних условиях, без дорог, хранилищ, химии, климатических установок, устойчивых сортов злаков и т.д. это было невозможно. Но пошла целина. Затем - перевод колхозов в совхозы. Затем - постановление от 20 августа 1958 года "О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих посёлках". И так далее. К 1964 году, Хрущёв оторвал крестьянина от земли и превратил в сельскохозяйственного рабочего.

Что сделал Брежнев? (1964-1966гг). Во-первых, снизил налоги с села (обложению теперь подлежала сумма чистого дохода). Во-вторых, вложения в сельское хозяйство. В-третьих, твёрдые планы поставок на несколько лет (вспомним "рязянские планы" Хрущёва по мясу). В-четвёртых, сняты ограничения на подворья. В-пятых, гарантированный минимум зарплаты колхозникам. Более чем реформы. Но труп оживить не удалось....

Сегодня, насколько я знаю, Россия на втором месте в мире по экспорту зерна (2007 год), причём без Украины и Казахстана. Одни говорят, что это хорошо; другие - что плохо, нужны повышенные экспортные тарифы. Но сама цифра экспорта - 10-12 миллионов тонн зерна в год красноречива.

Помощь союзникам.
Материалы по этой теме до сих пор во многом закрыты. Но: Хрущёв за свои деньги (помощь всяким странам) не получил прочных союзников. При Брежневе, СССР оброс кучей сателлитов и воевал их руками (вплоть до Афганистана). Насколько я понимаю, при Брежневе шёл прагматический расчёт «дашь на дашь», кредиты за поддержку. СССР и США придерживались (до 1980 года) практики воевать лишь чужими руками – это позволяло удерживать некоторый «холодный мир». Если же сателлит (как это пробовал Вьетнам) проявлял непокорство, то мигом оставался без нефти, запчастей, советников и специалистов. Это вразумляло.

(Reply to this) (Parent)


[info]crusoe
2008-06-08 12:36 pm UTC (link)
Дипломатия.
Хрущёв с Мао обращаться не умел. Он то ему льстил, то кричал – равно негодное дело при общении с представителем традиционной, многотысячелетней китайской цивилизации. Мао считал Хрущёва плюгавцем. Брежнев старался как мог (у меня есть интересный документ – переговоры с Чжоу Эньлаем в 1964 году, в Москве), проявлял удивительное терпение, но ему не повезло. В мае 1966 года в Китае началась великая пролетарская культурная революция и отношения с СССР оказались и продуктом внутреннего потребления. Хрущёв же не использовал удачное для нормализации отношений с Китаем время – промежуток между «большим скачком» и «культурной революцией», когда в Китае у руля стояли умеренные силы (знаменитая фраза Дэна о разноцветной кошке – именно из того времени).
Отмечу показательный факт: во время Даманского, Малиновский ратовал за ядерный удар по главным объектам Китая. Брежнев категорически воспротивился. Сравним с поведением Хрущёва при отправке – устное распоряжение Плиеву применять ядерное оружие в случае необходимости или при потере связи с Центром.
Триумф дипломатии Брежнева – Хельсинки. В 1964 -1980 гг., отношения с США и Европой были более чем спокойными. Обходилось без берлинских, карибских, суэцких кризисов и без стучания башмаками. Стороны отодвинули горячие войны на периферию, в третий мир, а сами жили в мире холодном.

Чехословакия.
Хрущёв был готов вводить войска с кондачка и куда угодно. Брежнев принял решение после многомесячных колебаний, в сомнениях, после массированных консультаций и только после того, как исчерпал все прочие меры. Свой периметр надо оборонять – доклад Полянского, да и любой документ не может этого отменить. Но войска – всего лишь продолжение политики иными – и очень сильными средствами. Для Хрущёва войска стали рядовым и чуть ли не первостепенным политическим средством, а вовсе не последним доводом короля.

Гонка вооружений.
Гонка вооружений не прекращалась никогда. Вопрос лишь в том, что гнали. Хрущёв вёл ракетно-ядерную гонку и пускал под нож конвенциальные вооружения: под пресс шли танки, самолёты, корабли. Офицеры выбрасывались на улицу десятками тысяч. К 1964 году, армия СССР страдала неимоверными диспропорциями. Брежнев восстановил разумную структуру армейского организма, при нём появилась и ядерная триада и полновесный состав прочих военных сил.

Сталинизм.
Тут надо уточнить термин. Если Вы имеете в виду карательную систему – нет. Андропов ввёл совершенно отличную от Сталина систему борьбы с инакомыслием – внесудебную изоляцию, так называемую «профилактику» - это, скорее, возврат к работе III отделения, чем к Гулагу. Он не сажал, а изолировал человека без тюрьмы. Приговорённый оставался на свободе, но под запретом на профессию. Если говорить об идеологическом диктате – скорее нет, чем да. Система была дырява насквозь. Это не сталинизм.

Тем самым, режим Брежнева действительно и на деле отличался от времени Хрущёва. В нём были разумные реформы – до, примерно, 70 года; была охранительная полоса, подобная России позднего Николая – до декабря 1979 года; была и своя Крымская война с последовавшим коллапсом – Афганистан. В целом, режим Брежнева предсказуем, традиционен, и, по-своему, разумен – в смысле государственного управления. Болезни, указанные в докладе, вылечили. Но иные – и органические болезни – привели СССР к краху. При Хрущёве, раковый больной бился в эпилептических припадках. Его вылечили от падучей, но опухоли таки сгубили.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]idelsong
2008-06-08 02:02 pm UTC (link)
Понятно, что в смысле вмешательства в частную жизнь брежневский мир был значительно более либеральным, чем хрущевский. Правильно, однако, говорить не о реставрации, а о реабилитации сталинизма.

Это настолько витало в воздухе, что я в 1969 году (5-й класс) написал на эту тему стихотворную листовку и вместе с одноклассником разбрасывал ее по Москве (в частности, с галереи Детского Мира вниз). Из текста листовки больше всего явствовало, что ее автор - пятиклассник. Я до сих пор не перестаю удивляться, что это мне сошло с рук. И факт написания и то, что сошло с рук, несомненно, веяние времени.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crusoe
2008-06-08 04:53 pm UTC (link)
Да, наверное. Реабилитация, оправдание. Причём стыдливейшее. Как это пародировал Паперный на "Тлю" Шевцова (цитирую по памяти):

- Так был, батя, 37-й год?
- Не было, сынок. Но будет...

Припоминаю апофеоз лицемерия - запись заседания Политбюро о восстановлении Молотова в КПСС. Главные дебаты не вокруг восстановления. Это решено. Но вот публиковать или нет? А если публиковать, то как? Где? Важная вещь.

Вам повезло. В 1969 году режим ещё не загустел, но вот года эдак с 1975 - могли бы быть неприятности. Впрочем, режим был - решето. Когда в России разрешили вольную печать, я поразился - почти нет открытий. Я чуть ли не всё всё уже успел прочитать...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]afanarizm
2008-06-09 09:51 pm UTC (link)
я слушал, что Паперный Коечтова пародировал - «Чего же ты хочешь?»...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crusoe
2008-06-10 05:33 am UTC (link)
Правильно слышали. Это я ошибся.

(Reply to this) (Parent)


[info]vladbunim
2008-06-09 02:58 pm UTC (link)
Спасибо, очень интересная публикация!

(Reply to this)


[info]afanarizm
2008-06-09 09:57 pm UTC (link)
вообще, интересно получается. каждый новый советский правитель принимал страну в кризисе и оставлял в кризисе...

а насчёт того, почему Хрущёв взошёл - по-моему известный сюжет: то ли на июльском, то ли на сентябрьском пленуме ЦК в 1953-м Маленков, выступая, покритиковал партаппарат и что-то туманно говорил о преобразованиях. Хрущёв за аппарат заступился, за что сразу получил овации, а в ближайшей перспектике - оного аппарата поддержку. стал первым секретарём ЦК - то есть опять-таки возглавил аппарат. и постепенно, оттесняя противников, добился лидирующего положения - а тут ещё и экономические успехи середины 50-х... вот на этом заделе и удерживался «в авторитете» года до 1962-го. а потом уже поняли, что его шашкомахательство до добра не доведёт.
плюс - началась разработка новой Конституции. введение поста президента (понятно кто), как говорят, законодательное определение роли партии, причём достаточно уверенно отделённой от госорганов... это тоже подействовало будь здоров.

(Reply to this) (Thread)


[info]crusoe
2008-06-10 10:00 am UTC (link)
Это долгая история. Хрущёв планомерно вытеснял Маленкова до 1955 года, причём Маленков стоял на реформистских позициях, а Хрущёв - на сталинистских, его поддерживала старая гвардия, в т.ч. и Молотов. Затем Маленков пал и Хрущёв волшебно поменялся с ним ролями. Аппарат, конечно-же, больше боялся Маленкова. Кстати, преобразования Маленкова были вовсе не туманными. Он провёл действительную реформу на селе, ратовал за разрядку в международных отношениях и за увеличение капвложений в группу товаров "Б".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]afanarizm
2008-06-10 06:02 pm UTC (link)
соглашусь, у Маленкова вообще, похоже, весьма далеко идущие планы были, хотя вроде бы чисто партийный функционер, реализма стоило бы ожидать от других сталинских приближённых, имевших более широкий опыт работы в госорганах.
а «идеологические платформы» в 50-е менялись вообще со скоростью света, сегодня ты - верный ученик и сортаник, а завтра - член антипартийной группы... тот же Молотов, например, предлагал не торпоиться со строительством социализма в ГДР. Каганович активно улучшением социальной сферы занялся.
и конечно вопрос того, почему Хрущёв смог удержаться, а остальных разогнать, очень интересен, тут по-моему сколько людей, столько и мнений. да вот хоть взять мнение, что скрытый троцкист - чем плохо? сразу всё объясняет :о)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]crusoe
2008-06-11 08:58 am UTC (link)
Точно! Причём один раз он даже был на грани провала :)

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-06-11 07:12 am UTC (link)
Вызывает Хрущев министра сельского хозяйства и спрашивает: "Как у нас с яйценоскостью?" - "Плохо, Никита Сергеевич". - "А вы дайте указание нарисовать на всех курятниках по красному квадрату". - "Хорошо". Через месяц. "Ну что?" - "Стало хуже". - "А вы нарисуйте по синему ромбу". - "Как дела?" - "Плохие". - "А вы нарисуйте по зеленому кругу". - "Ну, как успехи?" - "Никита Сергеевич, вчера последняя курица сдохла". - "Как жаль, а у меня было еще столько интересных идей!"

(Reply to this) (Thread)


[info]crusoe
2008-06-11 08:58 am UTC (link)
!!! Замечательно!

(Reply to this) (Parent)


[info]v_lechenko
2008-06-12 10:13 am UTC (link)
Мда... Все те же интиллигентско-шестидесятнические мифы.

Хрущёв был готов вводить войска с кондачка и куда угодно.

Ну и куда он их ввел кроме Венгрии? А сравнить с войнами которые вел Запад в это время? И как вам то что он политичесикми средствами прекратил вооруженную борьбу националистов в Прибалтике и на Западе Украины? Как это сочетается с его по вашему воинственностью?


Гонка вооружений не прекращалась никогда. Вопрос лишь в том, что гнали. Хрущёв вёл ракетно-ядерную гонку и пускал под нож конвенциальные вооружения: под пресс шли танки, самолёты, корабли. Офицеры выбрасывались на улицу десятками тысяч. К 1964 году, армия СССР страдала неимоверными диспропорциями.

Если ы было так, Хрущов был бы величайшим благодетелем страны. Но при нем единосенное что было проведено до конца и парвильно --это уничтожение бессмысленных и дорогостоящих сталинских морских игрушек.
А вот с ракетами вы промахнулись с точностью до наоборот -- даже межконтинетральных было меньше чем у США, хотя наделать несколкьо сот Р-7 ыло бы самым лучшим решением. А танки при НСХ производились едва ли не в ольших количествах чем до него. В области авиации --да, были свернуты программы создания дальних омбардировщиков --так от них и США отказывались. Но именно при Хрущове разрабатывались например МиГ-21 и МиГ-25.
И сокращение на "миллион двести" было явно недостаточным --нужно было сокращать вдвое, а на половину из оставшихся средств именно что строить ракеты.

Ну а насчет коллапса СССР в 1983 -- это сильная АИ. Ни Куа ни КНДР ни Вьеианм с Китаем не коллапсировали никуда при намного олее скверных экономячиеских показателей --потому как "враг унутрений" там не ыл допушен к микрофону и своодным выборам, а был элеминирован (или как говорили в УПА --экстерминирован)

(Reply to this) (Thread)


[info]crusoe
2008-06-12 05:05 pm UTC (link)
Разговора не будет.

Я привык до ответа заглядывать в журналы комментаторов моего жж: после "либеральной интеллигениций -- коя есть мерзейшая тварь, порожденная русской историей" не имею желания вести с вами диалог.

Edited at 2008-06-12 05:06 pm UTC

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]v_lechenko
2008-06-12 08:13 pm UTC (link)
Правда глаза колет? А Грызлову к примеру вы бы сказали? Или Павлу Данилину с его "куцыми голевешками с козлиными бороденками". Или вы просто боитесь настоящих оппонентов и можете рассужадать лишь в своем кругу?

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-06-17 05:11 pm UTC (link)
Полянский рассказывал, как однажды в 1969 году, при подготовке к III съезду колхозников, где он, как предполагалось, выступит в качестве первого заместителя Председателя Совмина СССР с докладом, в кабинет зашел Брежнев. Узнав, что доклад уже готов, он попросил его почитать, а вскоре позвонил и сообщил: «Это хороший доклад, Митя. Я с ним и выступлю. А ты подготовь другой». Так и вышло.

(Reply to this) (Thread)


[info]crusoe
2008-06-17 07:36 pm UTC (link)
Замечательно! Так и видишь добродушного и вельможного сибарита Брежнева.

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

[info]janna06s
2009-11-21 10:24 am UTC (link)
Добрый день! А правда, что спрос на автозапчасти сильно упал во время кризиса?

Заранее благодарю за ответы.

(Reply to this)


(30 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…