Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

О памятниках.

Поскольку памятники стали животрепещущей темой, проклятым вопросом, красной нитью и обнажённым нервом дня сегодняшнего, не премину поделиться собранными мною сведениями о состоянии европейского монументального искусства.

Памятник 1. Пастырь.

На задворках собора в городе Кортрейке стоит между кустов этот бронзовый епископ: в бороде и облачении. Немедленно бросается в глаза и удивляет его посох: длиннющий дрын, увенчанный распятием с маленькой перекладинкой, на котором претерпевает изображённый взъерошенным не весьма крупный (в рассуждении размера) Спаситель.

001


Оглядываем посох. Длинная его вертикаль спускается низко - ниже пят епископа - и упирается в некоторую табличку... Позвольте, но это же кусочек географической карты! И посох упирается в точку с названием «Калькутта»!

002


От Калькутты до Кортрейка не близко. Но, кажется, прояснилось: епископ, судя по символике, утвердил в Калькутте христианство римо-католического образца. И все языци ему сдались, и каждый стал... эээ... примерным прихожанином. Понятно, что злые англикане и пресвитериане Ост-Индской компании тому препятствовали, направляли в него стрелы всяких Тест-актов etc и он много страдал.


Удовлетворившись этим объяснением, ищем табличку с именем - и находим. Повыше Калькутты, пониже бороды. И как-то снова не понимаем: это уже конец 19 века, не поздновато ли для утверждения в Калькутте христианства римо-католического образца?

003


Ответ, как водится, обнаруживается тут же: у кустов, при памятнике, но в интернете. Суть в том, что римо-католики обосновались в Бенгалии с 1834 года - но в форме апостольского викариата, то есть первичного образования, когда полноценная епархия ещё невозможна: обращённых мало, надо миссионерствовать среди туземского населения, приращивая численность верующих - а затем уже оформляется полноценная епархия. И таковым викариатом управляет епископ, апостольский викарий. Paul François Marie Goethals, уроженец Кортрейка, кому поставлен памятник, с 1877 года был 10-м апостольским викарием, 10-м епископом Западного Бенгала. А в 1886 году, когда должная работа череды и этих 10 епископов, и прочих епископов принесла должный результат, Индия перешла из пространства для миссионерствования к регулярной католической организации; тогда Калькутта и была выделена и реорганизована в формальную епархию, а Пауль Франсуа и прочая стал назначен архиепископом - действительно, первым архиепископом Калькутты.

Весьма примечательно, что этот учёный-иезуит, выходец из Кортрейка, вёл в Индии весьма энергичную и религиозную, и научно-просветительскую деятельность. Он основывал учебные заведения, основал в Калькутте католическую типографию; собрал библиотеку об Индии в 6 000 томов. Библиотека эта была в 1908 году передана колледжу св. Ксаверия: «сокровище» - так написано в википедии об этом собрании книг. Он председательствовал в «Asiatic Society» - старейшем научном востоковедческом обществе Калькутты. Итак, послужной список его немал, он успел сделать многое - и как архиепископ, и прежде, как апостольский викарий. Но сограждане отметили - и причудливым образом - один лишь факт последнего его повышения по службе, опустив прочие дела его жизни за ненадобностью.

Памятник 2. «Королева с ёршиком».

004

Именно так воскликнул мой сын, узрев этот памятник с такого ракурса в городе Лилле.

Памятник 3. Ужасы индустриального мира.

005

По пути в город Лилль увидели с противоположного берега. Любезно установленная табличка говорит, что это некогда было аббатство, которое долго, глумливо, столетиями перекраивали в нечто подобающее времени (похоже, что сначала в элеватор, а потом в обрамление свалки металлолома). Теперь здесь панорама, вопиющая о жестокости индустриального мира (так написано). У памятника стояла группа французских пионеров с пионервожатой и внимала её непонятным для нас, но явно дидактическим речам, понятливо и задумчиво кивая.

Памятник 4. Кунктатор над Намюром.
006

Над Намюром стоит роскошная цитадель. И при цитадели, взирая на весёлый и прелестный город Намюр, стоит - вернее, сидит - наездник на морской черепахе. Я поделился с сыном двумя гипотезами: 1. Здесь сидел воеводою Фабий Кунктатор; отсюда он медленно спускался с горочки и основательно бил проходящих долиной реки Ганнибалов и всяких Вылезариев. 2. Это памятник великому анекдоту о двух быках, стоящих на горочке - старом и молодом - ну, когда молодой, суча копытцами, увлекает старого мигом слететь с высоты и заняться той или другой или третьей коровой, из пасущихся внизу; на что старый говорит: не суетись мол, сейчас мы медленно спустимся с горочки и основательно попользуем всё стадо. «Полагаю - витийствовал я, - такой анекдот имеет место и в бельгийском фольклоре, занимая в нём почётное место. Миграция культур, сын мой, бродячие сюжеты в пристальном рассуждении являют нам...» Но тут этот невыносимый юнец прочёл табличку. Увы, это всего лишь последствие прошедшей не так давно в Намюре выставки - экспонат понравился горожанам, они оставили его себе, и пока готовится иное место расположения, вздели на эту кручу.

Памятник 5. «Её же и монаси приемлют».

007

Это бегинаж в Кортрейке. Экспозиция быта и занятий бегинки с соответствующей восковой фигурой. Бегинка не монахиня, однако жизнь обязана вести скромную, добродетельную, духовную. Создатели этой экспозиции показали таковой быт, замечательно справившись с задачей.
Особенно удались им рюмка и графинчики в шкапчике.

Памятник 6. Памятник неистовой любви селян к св. Антонию Падуанскому.

У самого подножия Арденн лежит «самая красивая - цит. путеводитель - деревня Бельгии» под названием Torgny. Оставим эпитет «самая красивая» на совести тех, кто это выдумал. Но там есть... но щадя чувства любителей наивного искусства в его экстатическо-религиозных выбросах, я не стану давать вертящегося на языке определения.

008

009


В 1900 году, жители деревни во главе с отцом Жераром взялись за шанцевый инструмент и за три года «нечеловеческих усилий» - цит. путеводитель - воздвигли это и назвали гротом (grotto) св. Антония Падуанского. Некоторые ваятели статуй украсили гротто изображениями чистого гипса мрамора. И раскрасили.


Вот св. Антоний проповедует рыбам.

10

А здесь - он любил зверьё - указывает невежественному крестьянину на то, что всякий из нас по-своему лошадь.

11


Безусловный, ударный хит этого сооружения - св. Антоний отгоняющий диавола. Безусловным, ударным, шедевральным элементом этот безусловного, ударного хита названного гротто я полагаю крылья диавола с коготочками. Сидючи жопою в пламени, раскрылетился, враг рода человеческого, и коготочки-то растопырщил! Ужо тебе!

12

14

Памятник(и) 7: Весёлые саксофоны.


Город Динан, где родился Адольф Сакс, за что искреннее и самое горячее спасибо городу Динану. И мост там украшен весёлыми разноцветными саксофончиками.


15
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment