Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Отгадка.

Я задал такую загадку:

На литографии (вторая половина 19 века) изображено некоторое устройство, для некоторых операций с железнодорожным рельсом. Изобретатель этого устройства - однофамилец и соотечественник великого  писателя и поэта.

Для чего использовалось это устройство?

Hook

Даю подсказку: применение таких устройств могло бы составить красочный эпизод в великом кинофильме 1939 года выпуска. Но не составило.

Отгадка:

Соображение читателей моего журнала направлено в сторону созидания - это нормально и замечательно - но здесь изображено орудие разрушения.

Это устройство носит несколько названий. В частности, «крюк Шермана» и «вертун По». «По» - фамилия Орландо По (Orlando Poe). Он служил (с 1864) начальником инженерных войск в армии Шермана.

Во время сражения за Атланту, и затем - при походе на Саванну и в Каролинской кампании - Шерман применял следующий военный приём: он обходил неприятеля или пускал ему в тыл рейды и уничтожал коммуникации, в частности железные дороги. Конфедераты, лишённые тем путей снабжения и путей отхода, вынуждены были отступать, а Шерман избавлялся (иногда) от необходимости атаковать южных солдат на позициях.

Шерман придавал огромное значение уничтожению железных дорог. Из его мемуаров:

Я придавал исключительное значение разрушению железных дорог, следил за этим лично, и требовал того же от других во многих приказах.

Уничтожение рельсов велось с большим размахом с использованием двух способов: (Шерман)

... до самого горизонта горели костры из шпал, люди всю ночь переносили раскалённые рельсы к ближайшим деревьям и гнули их вокруг стволов.

Искривлённый таким способом и негодный к дальнейшему использованию рельс получил название «галстука Шермана».

И второй способ:

Полковник По разработал устройство... для кручения разогретых рельсов...

Сам Орландо По пишет в одном из своих рапортов (http://www.lat34north.com/HistoricMarkers/CivilWar/OfficialRecords/Series-I-V44-P-1-OR-004.cfm):

... железные дороги... разрушались следующим образом: рельсы снимались, шпалы собирались в кучи, рельс клался поперёк такой кучи, затем деревянные шпалы поджигались и огонь нагревал железо рельса в месте предполагаемой скрутки. Рельсы скручивались разработанными мной маленькими, но очень прочными «вертунами», двумя одинаковыми вертунами на двух концах рельса; рельс закручивался вокруг горизонтальной оси, внимание обращалось на то, чтобы было сделано как минимум пол-оборота.

На литографии изображён именно такой «вертун По», картинка взята из собрания редких изданий Луисвильского университета (http://digital.library.louisville.edu/cdm/compoundobject/collection/poe/id/176/rec/87).

Фильм 1939 года упомянутый в загадке - «Унесённые ветром». С сожалением думаю, что создатели этого шедевра обошли вниманием такой красочный эпизод, как уничтожение северянами железной дороги к Атланте. Вообразите, как ярко могло бы выйти: сумерки, до горизонта костры из шпал, около северяне - белые, закопчённые до негрского вида, и закопчённые негры, которые и без того негры. Но все со зверскими лицами. Летит копоть, светит раскалённое железо. Сотни солдат орудуют вертунами По. А Скарлет О’Хара смотрит на всё это с какого-нибудь холма и помахивает хвостиком турнюром.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments