Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

Недавняя скорбь прогрессивной общественности о г-не М., кто не выдвинулся - хотя и прочно признанный придурок - заслуживает некоторого внимания к смыслу, происхождению, классификации такого сильного чувства.

Суть скорби: альтернативное соревнование множества посредственных безнравственностей у избирательных ящиков важно не с точки зрения качеств - и кандидатов, и электората - но с точки зрения укоренения в наших краях самой процедуры, то есть баллотировочной машинерии.

Эта машина в интерьере выглядит примерно так: среди пустыни ровныя стоит аппарат, на диво сделанный, весь из благородных материалов, с прецизионно подогнанными частями, и хронометрически выверенным ходом. В положенное время он, гудя, загребает окрестный песок, сор, какашки шакалов и тушканчиков лапчатыми манипуляторами, ссыпает в брюхо, гудит, щёлкает и выдаёт... нечто; и надо ждать, пока это нечто, в каком-то из срабатываний машины, окажется вдруг не спрессованным мусором и не вытяжкой из фекалий, но бриллиантом, золотым бруском, сочным пирогом, собранием сочинений Конфуция.

Идея эта, при всей анекдотичности, имеет устойчивые аналогии в общественных и религиозных воззрениях прошлого и весьма привлекательна для именно такой классификации.

Прежде всего вспоминается механицизм 18 века. Но это не он. Сверхъестественное превращение сора в золото, машина-панацея, этому учению не свойственны.

Сверхъестественные свойства в обычных явлениях окружающего мира усматривает язычество - это уже теплее - но когда сакрализация ограничена одним каким-то делом рук человеческих, процессом/предметом и сопровождается пламенной к нему привязанностью, возможно сужение термина до "фетишизм".

Возможна и дальнейшая ректификация понятия "фетишизм" в указанном смысле. Многие колониальные деятели отмечали, как туземцы придают сверхъестественные свойства машинам и механизмам. Так, индус-ласкар Перу в "Строителях моста" Киплинга "...в Лондоне, молился куполу собора святого Павла.... А ... когда еще мальчиком впервые попал в машинное отделение парохода, он стал молиться цилиндру низкого давления".

Неизвестно, предполагал ли ласкар Перу установить цилиндр низкого давления в родном селе для повышения удоев и нравственности. Но некоторые отечественные деятели думали именно так. Замечательную картину этих потуг мы видим в "Епифанских шлюзах" Платонова.

Полагаю, мы можем классифицировать указанное явление общественной мысли как "туземный фетишизм к техническим изделиям белого человека с расчётом на взаимность со стороны фетиша". Обожествляемая машина должна ответить на обожание и перенести обожателя через цивилизационный разрыв. Отсюда, минимум, понятна та яростная обида, что наблюдается и теперь, и после всяких вообще выборов в России. Это жгучая ревность. Машина-фетиш не ответила взаимностью.

Отсюда понятно и значение, придаваемое всяким способам обращения с бюллетенями у ящика за ширмой. Это методы ухаживания за вожделенным объектом, Великая и вечная брачная игра и интеллигентный человек непременно и смущённо отвернётся при виде избирательного участка. Тише, скромнее, почтительнее, господа - это прайваси; это дома Любви и Ревности с их неистовством и причудливым  разнообразием в проявлениях.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments