Crusoe (crusoe) wrote,
Crusoe
crusoe

...на сколько верстъ въ окружности можетъ быть слышенъ крикъ слона...

Вот как надо писать школьные учебники.


...
Самое большое животное Сіама слонъ, который живетъ тамъ и въ дикомъ состояніи, и въ видѣ домашняго животнаго. Дикіе слоны водятся въ лѣсахъ цѣлыми стадами. Хотя эти животныя нерѣдко причиняютъ вредъ, опустошая рисовыя поля, но охота на нихъ строго запрещена. Ихъ обыкновенно заманиваютъ или загоняютъ въ огороженныя мѣста и нѣсколько дней держатъ голодными; потомъ даютъ въ пищу любимыя ими растенія, главнымъ образомъ сахарный тростникъ. Чрезъ нѣсколько дней послѣ этого слоны становятся совсѣмъ ручными и очень послушными. Они служатъ тамъ единственнымъ средствомъ передвиженія. На этихъ, въ высшей степени смышленыхъ животныхъ, сіамцы обыкновенно ѣздятъ и перевозятъ различныя тяжести. Снаряжаясь въ путешествіе, они привязываютъ на спинѣ слона огромную корзину, въ которую влѣзаютъ люди и располагаются тамъ со всякими удобствами. Во время войны слоны въ Сіамѣ имѣютъ также очень важное значеніе: они не только везутъ на себѣ пушки и различные военные снаряды и припаоы; но участвуютъ даже въ самыхъ сраженіяхъ. Благодаря имъ, сіамцы не разъ одерживали побѣды въ войнахъ съ сосѣдними народами.

Религія сіамцевъ предписываетъ имъ крайнее уваженіе къ жизни животныхъ, и они дѣйствительно не убиваютъ ихъ, считая грѣхомъ раздавить муху или комара, и даже никогда не разбиваютъ яицъ. Мясо сіамцы ѣдятъ, но лишь тѣхъ животныхъ; которыя убиты китайцами или другими иноземцами. Птицы тамъ тоже въ большомъ почетѣ; особенно вороны.


На кровляхъ сіамскихъ хижинъ живутъ небольшія ящерицы, питающіяся насѣкомыми и крысами. Они считаются покровителями дома и замѣняютъ для его обитателей часы, такъ какъ чрезъ извѣстные, совершенно одинаковые промежутки времени издаютъ рѣзкіе звуки, напоминающіе звуки нашихъ сверчковъ.

 

Хотя сіамцы занимаются ловлею рыбы; но это допускается только по особому разрѣшенію короля. Въ извѣстное время года какъ охота, такъ и рыбная ловля подвергаются строжайшему запрету. Очень часто богатые люди и даже самъ король откупаютъ у рыбаковъ цѣлыя барки, наполненныя живою рыбой, и потомъ пускаютъ эту рыбу обратно въ воду, считая это благочестивымъ дѣломъ.

Уваженіе къ животнымъ такъ велико между сіамцами, что многіе изъ нихъ нарочно ставятъ свои хижины рядомъ съ громадными муравейниками и вѣрятъ, будто такое сосѣдство служитъ имъ источникомъ благополучія. Хижина мало-по-малу съѣдается муравьями, но это не смущаетъ ея обитателей, они опять на томъ же мѣстѣ строятъ новую.

Но особенно высокимъ почетомъ и даже поклоненіемъ у сіамцевъ пользуются бѣлые слоны.

 

Извѣстно. что между людьми, но еще чаще среди животныхъ вырождаются иногда такъ называемые «альбиносы» — бѣлые съ красными или вообще свѣтлыми глазами. Причиной этого бываетъ болѣзненное соотояніе; уничтожающее въ кожѣ, волосахъ и глазахъ темное, красящее вещество, присущее тамъ при обыкновенномъ, здоровомъ состояніи животнаго. Такое болѣзненное уклоненіе встрѣчается у многихъ обезьянъ і другихъ животныхъ, часто у мышей, кроликовъ и нерѣдко наблюдается среди птицъ, между которыми попадаются бѣлыя ласточки, вороны и разныя другія. Такое болѣзненное явленіе встрѣчается иногда и между слонами ибуйволами, хотя чисто бѣлые слоны составляютъ большую рѣдкость. Но сіамцы смотрятъ на это дѣло иначе, считая происхожденіе бѣлыхъ животныхъ сверхъестественнымъ. Они вѣрятъ, что души умершихъ людеи, для искупленія грѣховъ своей земной жизни, переходятъ въ различныхъ животныхъ—звѣрей, птицъ, гадовъ, смотря на какое животное человѣкъ болѣе походилъ своими дѣйствіями. При этомъ сіамцы думаютъ, что души ихъ королей начинаютъ новую жизнь въ бѣлыхъ животныхъ, а въ бѣломъ слонѣ обитаетъ духъ самого Будды, основателя ихъ религіи, которому они поклоняются, какъ богу. Поэтому всѣ бѣлыя животныя считаются у нихъ священными и пользуются особеннымъ почитаніемъ съ древнѣйшихъ временъ. Но первенствующее значеніе между всѣми такими животными имѣютъ бѣлые слоны: въ титулѣкороля сіамскаго значится—«владѣтель бѣлыхъ слоновъ»; государственный флагъ Сіама представляетъ изображеніе бѣлаго слона среди краснаго поля; тамъ издавна существуетъ особый, самый почетный орденъ«Бѣлаго Слона»; изъ-за обладанія бѣлымъ слономъ между Сіамомъ и сосѣднимъ Бирманомъ велись неоднократно жестокія войны.

Если кто изъ сіамцевъ въ стадѣ дикихъ слоновъ въ лѣсу запримѣтитъ бѣлаго слона, тотъ считается счастливѣйшимъ человѣкомъ и щедро одаряется: онъ получаетъ отъ короля серебряный вѣнокъ и столькоземли, на сколько верстъ въ окружности можетъ быть слышенъ крикъ слона. Три поколѣнія такого счастливца освобождаются отъ всякихъ налоговъ и повинностей.

При извѣстія о появленіи бѣлаго слона весь Сіамъ приходитъ въ движеніе: принимаются всѣ мѣры, чтобы поймать это священное животное и удобнѣе препроводить къ рѣкѣ; во всѣхъ храмахъ читаются молитвы объ успѣхѣ этого дѣла.

Когда слона ведутъ, въ лѣсахъ прорубаютъ просѣки, прокладываютъ дорогу, во всѣхъ поселеніяхъ встрѣчаютъ восторженными криками и играми. На рѣкѣ быстро приготовляется огромный плотъ съ балдахиномъ по срединѣ и разными украшеніями. Полъ на. плоту устилается дорогими коврами. Наконецъ знатнаго плѣнника съ почетомъ вводятъ на плотъ и торжественно везутъ въ столицу. Тамъ встрѣчаютъ его съ пушечными выстрѣлами, звономъ, барабаннымъ боемъ и музыкой. На встрѣчу выходятъ король, всѣ знатныя лица и сотни тысячъ народа, при радостныхъ крикахъ котораго, подъ звуки музыки, слона ведутъ въ роскошныя царскія конюшни.

На голову его надѣваютъ золотую корону, на клыки золотыя кольца, шею увѣшиваютъ золотыми цѣпочками. Всѣ предъ нимъ преклоняются и окружаютъ толпою раболѣпныхъ слугъ, которые его купаютъ, обмахиваютъ вѣерами, опрыскиваютъ духами, поютъ передъ нимъ и играютъ на разныхъ инструментахъ. Когда слона ведутъ купать, его сопровождаетъ хоръ музыкантовъ, и знатные офицеры несутъ надъ головой пурпуровый съ золотомъ зонтикъ. Пищею слону служатъ разные фрукты, сахарный тростникъ, пшеничные пироги; рисъ, и все это подается на серебряныхъ и золотыхъ подносахъ. Если слонъ заболѣетъ, его лечатъ лучшіе доктора, а жрецы молятся въ храмахъ о выздоровленіи. Въ случаѣ смерти вся страна погружается въ глубокую печаль.

Сиамцы: Чтение для народа / Сост. Ф.Ф. Пуцыкович. Санкт-Петербург, 1899.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments